31.10.2003

Провинцию раскрасят. "Текс" расширит розничную сеть



Андрей Мусатов

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Крупнейший российский производитель красок - петербургская компания "Текс" - намерен заняться построением собственной розничной сети. В ближайшие два года компания вложит $30 млн в расширение производства и выход на региональные рынки. Аналитики называют планы компании обоснованными: по их мнению, в ближайшие годы в регионах может развернуться бум торговли строительными и отделочными материалами.

        ООО "Текс" основано в 1994 г. Учредители - частные лица. Специализируется на производстве лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей и герметиков. За первую половину 2003 г. компания произвела около 37 340 т лакокрасочных материалов. Управляет сетью из четырех магазинов "Строймастер" в Петербурге.

        По данным Госкомстата, крупнейшими производителями красок в России являются "Текс" с объемом производства в 2002 г. 61 930 т, "Ореол" - 57 000 т, "Лакокраска" - 53 180 т, "Русские краски" - 44 540 т. Доля "Текс" на российском рынке оценивается в 11%.

        По оценке Сергея Бонокина, начальника информационно-аналитического отдела ОАО "Объединение "Ярославские краски", в 2002 г. частные покупатели потратили на покупку лакокрасочных материалов около $532 млн (около 220 000 т) , что на 6% превышает показатель 2001 г. Корпоративные покупатели в 2002 г. приобрели около 135 000 т. В 2003 г. рост рынка прогнозируется на уровне 1 - 2%.

        Как сообщается в официальных материалах ЕБРР, в начале ноября совет директоров банка обсудит вопрос о выделении "Тексу" кредита размером в $10 млн. В компании отказываются комментировать вопросы, связанные с этим кредитом, ссылаясь на договоренность с ЕБРР. Однако, по словам информированного сотрудника компании, пожелавшего остаться неназванным, "Текс" в ближайшие несколько лет планирует осуществить инвестиции на общую сумму $30 млн, 10 из которых предполагается получить от ЕБРР, а оставшееся - в результате допэмиссии и продажи 35 - 45% акций компании (после соответствующей смены организационной формы) стратегическому инвестору.

        Половину средств ЕБРР компания намерена потратить на расширение производства, оставшиеся $5 млн планируется вложить в открытие двух новых магазинов "Строймастер" в Петербурге. Впоследствии, по словам источника, "Текс" собирается довести число магазинов до 20. Увеличивая мощность производства и развивая региональную розничную сеть, компания планирует в ближайшие пять лет занять до 20% российского рынка лакокрасочных изделий, говорит сотрудник "Текс". Сеть будет развиваться в крупных российских городах, но в Москву "Текс" не собирается.

        По оценке Алексея Шаскольского, руководителя группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства, строительство 15 магазинов по 3000 - 4000 кв. м в городах-миллионниках может стоить до $30 млн, не считая стоимости получения и аренды земли. Тем не менее эксперты расценивают планы петербургского производителя как вполне реалистичные. "[Руководство "Текс"] решило не тратить силы на завоевание московского рынка, где им бы пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией", - говорит Шаскольский. - Они чувствуют, что скорее победят в регионах, куда, как ожидается, перекинется торгово-строительный бум из столиц".

        Опыт компаний, выходящих в регионы, показывает, что если сделать это своевременно, то можно "если не монополизировать, то занять на них внушительную долю", полагает Михаил Филимонов, генеральный менеджер торговых центров немецкой сети OBI, которые планируется открыть в Москве в ноябре.

        По словам Григория Кожемякина, одного из основателей сети магазинов строительных товаров "Старик Хоттабыч", компания еще в 1998 г. осознала перспективность региональных рынков и начала создавать сеть магазинов в городах-миллионниках. "Российский рынок строительных товаров растет примерно теми же темпами, что и доходы населения, т. е. со скоростью 15 - 20% в год", - говорит Кожемякин.

        А сотрудника крупной российской компании, управляющей лакокрасочным производством, удивили планы "Текса" увеличить производственные мощности. По оценке этого собеседника "Ведомостей", пожелавшего остаться анонимным, средняя загрузка мощностей российских производителей составляет в этом сегменте чуть более 50%.

Источник: Ведомости