31.10.2003

Lego выбирается из кризиса. Для этого компании пришлось сократить ассортимент продукции



Мег Картер

         Отказ от чрезмерного расширения ассортимента своей продукции позволил датскому "игрушечному гиганту" Lego выбраться из черной полосы своей истории. Теперь компания очень осторожно подходит к выпуску игрушек, отличных от ее фирменных пластмассовых "кирпичиков".

        Этот год стал одним из самых значительных в истории Lego Company, знаменитой компании по производству детских конструкторов. В этом году компания проверяет новую стратегия брэндинга. В надвигающийся сезон рождественских продаж компания сможет окончательно убедиться в верности своего курса.

        В 1998 г. Lego зафиксировала убытки в размере $44 млн - первые за всю свою более чем 70-летнюю историю. Руководство компании объяснило это чрезмерным увлечением диверсификацией продукции. "Искушение попробовать такой брэнд, как Lego, в разных областях всегда велико, - говорит Франческо Чикколелла, старший вице-президент компании по корпоративному развитию. - Однако в 90-е гг. мы не обладали необходимым опытом в этом направлении. Мы понесли убытки".

        Кроме того, появление на рынке огромного количества компьютерных игр и новых игрушек привело к тому, что Lego стала терять основных потребителей - детей младшего школьного возраста.

        Датская игрушечная компания, четвертая в мире по объемам продаж, стала принимать меры. Она закрыла многие из новых линий - производство одежды, сумок и аксессуаров - и сосредоточила внимание на маркетинге. В 1999 г. Lego заключила свой первый союз с голливудскими Walt Disney и Lucasfilms. Чуть позже Lego Media заключила соглашение с компанией по производству электронных игр Electronic Arts.

        Кроме того, компания занялась разработкой новой интеллектуальной собственности - тематических конструкторов, из которых можно создавать оригинальные пейзажи и "среду обитания" для персонажей Lego.

        Была создана быстро ставшая бестселлером линия продуктов Bionicle. Каждый конструктор Bionicle содержит комплект элементов, из которых каждый может сделать "своего" робота. В сентябре на рынках появился первый мультфильм Bionicle - Mask of Light, записанный на DVD и созданный компанией Miramax с использованием компьютерной графики. Сейчас снимается второй и пишется сценарий для третьего фильма этой серии.

        Финансовое здоровье компании стало восстанавливаться. По итогам 2002 г. Lego зафиксировала рост прибыли на 17%. Если годом раньше размеры прибыли составляли $83 млн, то теперь она выросла до $98 млн. Однако создается впечатление, что новая политика компании вновь далеко уводит ее от традиционного продукта Lego - скромных пластмассовых "кирпичиков" и что ситуация конца 90-х может повториться.

        "Ни в коем случае! - убежден Чикколелла. - Нынешняя архитектура брэнда состоит в том, что мы сохраняем основной продукт и используем его в новых областях. Естественно, у многих потребителей наш брэнд ассоциируется именно с конструктором, а потому мы должны сделать все, чтобы именно "кирпичики" по-прежнему оставались нашим основным продуктом".

        Датская компания, созданная в 1932 г. столяром и игрушечных дел мастером Оле Кирком Кристиансеном, придерживается особой философии. "Прибыль для нас - это приятный побочный результат производства хороших игрушек", - говорит Чикколелла. В конце концов название Lego происходит от датского leg godt - "играй хорошо".

Источник: Ведомости