03.11.2003

"Альфа-банк Экспресс" ловит клиентов возле Сбербанка



Сегодня "Альфа-банк Экспресс" (АБЭ) начинает беспрецедентную акцию по переманиванию клиентов. Их будут встречать у отделений Сбербанка и, упирая на "очереди и неудобства", предлагать оплатить коммунальные платежи в АБЭ. В Министерстве по антимонопольной политике (МАП) Ъ не смогли ответить, является ли это недобросовестной конкуренцией.

       Как сообщил Ъ руководитель пресс-службы Альфа-банка Вадим Юрко, с понедельника возле филиалов Сбербанка появятся автомобили АБЭ. "Будет десять машин, обычные новые желтые такси, раскрашенные в красный и белый – фирменные цвета АБЭ,– сообщил он.– Они будут раздавать специальные буклеты и приглашать заинтересовавшихся пройти в ближайшее отделение АБЭ. Для проведения акции выбраны отделения Сбербанка, около которых в пределах прямой видимости есть наши отделения. Она продлится две недели и охватит 20-25 отделений Сбербанка".

       При переманивании клиентов у Сбербанка основной упор участники акции будут делать на экономию времени клиентов. "Мы решили, что Сбербанк олицетворяет собой коммунальные платежи и при этом ассоциируется с очередями и неудобством. Поэтому мы намерены создать альтернативную систему, которая, например, позволяет оплачивать коммунальные услуги, не выходя из дома",– заявил Ъ Вадим Юрко. Правда, нельзя сказать, что АБЭ предлагает в этом плане нечто эксклюзивное. Помимо Сбербанка коммунальные платежи можно оплатить, например, в МДМ-банке, Банке Москвы и других. Во многих банках также можно оплачивать коммунальные услуги, "не выходя из дома", но в этих случаях банки берут комиссию.

       Вполне объяснимо и то, что акция охватит лишь 20-25 филиалов Сбербанка, в прямой видимости которых есть отделения АБЭ. Дело в том, что последних всего 16 штук и вполне естественно, что видны они лишь из небольшой части 750 московских филиалов и отделений Сбербанка. Однако это и к лучшему для АБЭ. Ведь если бы к нему хлынула заметная часть посетителей московских отделений Сбербанка, то "очереди и неудобства" возникли бы уже на дальних подступах к отделениям АБЭ.

       Тем не менее сам подход АБЭ к привлечению клиентов неординарен. Сообщить стоимость этой акции отказались как в самом банке, так и в агентстве Proximity из группы BBDO, которое разрабатывало эту акцию. Там лишь отметили, что "это малобюджетная акция".

       И действительно, по оценкам специалистов рекламного рынка, эта акция обойдется банку примерно в $10-20 тыс. Учитывая, что объемы коммунальных платежей населения через Сбербанк исчисляются десятками миллиардов рублей в год, такая акция вряд ли будет убыточной. Другое дело, что она может и не продлиться планируемые две недели. Ведь, например, МАП вполне может расценить действия АБЭ как недобросовестную конкуренцию.

           Из ст. 3 закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг": "...недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг – действия... направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям... либо нанести ущерб их деловой репутации".

       В самом Сбербанке воздержались от комментариев на эту тему. В МАПе также отказались что-либо комментировать до начала акции.

    МАП поможет Сбербанку снизить тарифы

На состоявшемся в пятницу заседании коллегии Министерства по антимонопольной политике (МАП) вновь обсуждали Сбербанк. "Тарифы Сбербанка по межбанковским переводам значительно превышают аналогичные в других банках,– сообщил замминистра по антимонопольной политике Андрей Кашеваров.– Комиссия Сбербанка составляет порядка 4%, в то время как в остальных банках эта цифра колеблется от 1 до 1,5%." Также сейчас МАП рассматривает жалобу Российского объединения инкассаций (Росинкаса) на чувашское отделение Сбербанка. По словам Андрея Кашеварова, в процессе инкассации при пересчете купюр Сбербанк со своих клиентов взимает 2 рубля, а за такую же услугу клиентам Росинкаса он берет 6 рублей.

Объяснить политику Сбербанка попытался его зампредправления Евгений Королев: "Некорректно сравнивать тарифную политику Сбербанка только с аналогичной у других банков, так как есть еще почта и система денежных переводов Western Union, тарифы которых превышают тарифы Сбербанка". Сам же размер комиссии при переводе Евгений Королев объяснил большим количеством нерентабельных филиалов у Сбербанка. "Нам надо сократить филиальную сеть, таким образом снизятся издержки, а соответственно, и тарифы",– заявил господин Королев.

Однако министр по антимонопольной политике Илья Южанов помог Сбербанку найти еще один источник завышенных затрат. "Путешествуя по регионам, я обратил внимание, что там два самых фешенебельных здания – это, как правило, отделения Сбербанка и Пенсионного фонда",– отметил господин Южанов. Решить же вопрос с тарифной политикой Сбербанка МАП планирует при помощи ЦБ. "Для борьбы с завышенными тарифами Сбербанка мы намерены задействовать ресурс наблюдательного совета банка",– сообщил Андрей Кашеваров.


ВАРВАРА Ъ-ВАСИЛЬЕВА, КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ


Источник: КоммерсантЪ