04.11.2003

Лидеры могут стать аутсайдерами. Те, кто собрал больше всех взносов по ОСАГО, рискуют понести максимальные убытки



Павел Миледин

таблицы и графики к статье:

         За первые три месяца действия закона об обязательной автогражданке страховщики собрали на $306 млн премии больше, чем выплатили. Но скромные $6,4 млн, выплаченные страховщиками за квартал, не должны вводить в заблуждение: выплаты только начинаются и, как предупреждают аналитики, основные убытки впереди.

        На прошлой неделе Российский союз страховщиков озвучил итоги первых трех месяцев действия закона об ОСАГО. За это время страховые компании заключили 4,923 млн договоров, средний взнос по которым составил 1904 руб. Размер средней выплаты намного больше - 14 948 руб. , зато число их несопоставимо меньше - 12 935. А общую сумму сборов и выплат, а также лидеров по объемам поступлений РСА бережет, как военную тайну.

        Впрочем, несложные подсчеты показывают, что собрали страховщики примерно $312 млн взносов, выплатив $6,4 млн. Руководитель департамента страхования транспортных средств "Страхового дома ВСК" Владимир Антипов не считает столь низкие выплаты показательными: они лишь начинаются и их истинный размер станет ясен только через год, когда закончится действие всех договоров, заключенных с июля по сентябрь.

        Активные и осторожные.

        Так что пока экспертам остается лишь подводить предварительные итоги. Например, по данным ЦЭА "Интерфакс", первое место по объему заключенных договоров занял "Росгосстрах". Это неудивительно, ведь у него самая большая региональная сеть и компания заявила о своих претензиях на лидерство в этом виде страхования еще до начала продаж полисов ОСАГО.

        За "Росгосстрахом" в списке ЦЭА "Интерфакс" следуют "РЕСО-Гарантия" и "Ингосстрах". "Мы считаем автострахование стратегическим видом бизнеса, поэтому мы бросили все силы на захват рынка", - говорит заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов. Некоторые компании, например "РОСНО", "Страховой дом ВСК", "ГУТА-Страхование", предпочитают более осторожную политику, опасаясь больших убытков по этому виду бизнеса. Гендиректор "РОСНО" Леонид Меламед считает этот вид страхования убыточным.

        Дешевые и дорогие.

        Один из интересных показателей в обязательной автогражданке - средняя цена полиса. Она дает представление о том, как компания формирует свой портфель по обязательной автогражданке, говорит Иванов из "РЕСО-Гарантии". Самая высокая стоимость полиса - у "осторожных" компаний. Например, у "РОСНО" она составляет 3450 руб. , у "ГУТА-Страхования" - 3054 руб. А самая высокая средняя стоимость полиса, по данным ЦЭА, у "Группы Ренессанс Страхование" - 4269 руб. "Мы не занимаемся ритейлом, а продаем полисы своим [уже существующим] клиентам. Это не массовый потребитель, а верхняя часть среднего класса, ездящая на мощных машинах, поэтому и средняя цена более высокая", - объясняет гендиректор "Группы Ренессанс Страхование" Илья Михайленко.

        А у "активных" компаний средний полис дешевле. У "Росгосстраха" один из самых низких показателей - 1470 руб. ; у Страховой компании правоохранительных органов - 1412 руб. Руководитель актуарного центра "Росгосстраха" Александр Ицелев объясняет низкую стоимость среднего взноса тем, что компания в основном собирает их в регионах, в том числе "в сельских районах, где практически не работают остальные компании", а тарифы установлены ниже, чем в крупных городах.

        Прибыльные и убыточные.

        По словам Михайленко, среднее число страховых случаев должно быть приблизительно одинаково в московском портфеле и в региональном. Прямую зависимость числа выплат от количества договоров демонстрируют и данные ЦЭА: например, соотношение страховых случаев к проданным полисам почти одинаково у ориентированного на регионы "Росгосстраха" и работающего в основном в Москве "РОСНО". "А стоимость ремонта в Коломне и в Москве приблизительно равна, хотя один платит [за полис] меньше, чем другой", - говорит глава страховой группы "АВЕСТ" Алексей Степанов.

        Поэтому средняя цена полиса прямо влияет на результаты бизнеса по автострахованию, говорят страховщики. По оценкам Меламеда, страхование автомобилей мощностью менее 95 л. с. приносит 20% убытка, а иномарки мощностью 95 - 120 л. с. - лишь 3 - 5%. "В этом сегменте еще можно рассчитывать на прибыль за счет инвестиций", - считает Меламед. По словам Михайленко, "чем дороже портфель, тем ниже убыточность". С ним согласна эксперт ЦЭА "Интерфакс" Анжела Долгополова: "Те, кто наиболее активно наращивает портфель на недорогих машинах в регионах, имеют более высокий риск убытков". Подтверждают эти выводы и в "Росгосстрахе": "Мы ожидаем именно такую тенденцию - повышенную убыточность в сельских районах по сравнению с областными центрами. Компания сознательно идет на то, что у нее формируется такой портфель, исходя из необходимости исполнения требований закона об обеспечении повсеместного страхования", - говорит Ицелев.

        Утешением для лидеров может стать то, что они могут экономить на издержках. "Чем больше портфель, тем ниже издержки. Одно может быть компенсировано другим", - говорит Михайленко.

Источник: Ведомости