04.11.2003

Мыло для южан. Новосибирский жиркомбинат выходит на рынок Афганистана



Александр Роготень
Юлия Дрокова

         Новосибирский жиркомбинат, входящий в группу "Букет", вместо того чтобы закрыть низкорентабельное производство хозяйственного мыла, нашел перспективный рынок для этой продукции. Компания расширяет поставки на юг СНГ, а в ноябре поставит первую партию мыла и в Афганистан.

        ОАО "Новосибирский жировой комбинат" в апреле перешло под контроль группы компаний "Букет". Общий объем производства НЖК в 2002 г. составил 45 000 т, в том числе 20 250 т маргарина, 10 250 т майонеза, хозяйственного мыла - 13 300 т, туалетного мыла - 1130 т. Годовой оборот - 391 млн руб. , убытки - 32 млн руб. По данным Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой промышленности, НЖК занимает 10% российского рынка производства хозяйственного мыла. За девять месяцев 2003 г. в России произведено 78 421 т хозяйственного мыла.

        Новосибирский жиркомбинат расширяет рынок сбыта хозяйственного мыла за счет поставок продукции в страны СНГ: Узбекистан, Киргизию и Казахстан. C октября на эти республики приходится две трети всего объема поставок. Как сообщил "Ведомостям" один из топ-менеджеров НЖК, в октябре комбинат заключил контракт на поставку 500 т мыла для казахского госпредприятия "Резерв". Стоимость контракта не разглашается, однако, по словам источника на НЖК, мыло будет поставляться по 11 500 руб. за 1 т. На российском рынке НЖК продает эту продукцию по 12 000 - 12 500 руб. за 1 т.

        По словам сотрудника НЖК Натальи Даммер, в ноябре через посреднические компании НЖК начнет поставки хозяйственного мыла в Афганистан. Первая партия составит 120 т.

        Она сообщила, что суммарный объем поставок в южные страны достигнет 1000 т в месяц при общем производстве 1500 - 1600 тонн.

        "Внутренний рынок хозяйственного мыла очень узкий, поэтому мы заинтересованы в расширении географии поставок. Рентабельность этого производства - около 5% , и такие поставки для нас оправданны, так как мы не несем при этом никаких дополнительных затрат, связанных с рекламой нашей продукции", - говорит Наталья Даммер.

        Заместитель директора Ассоциации масложировой и мыловаренной продукции Сергей Иванов ориентацию на экспорт объясняет тем, что внутрироссийское потребление хозяйственного мыла фиксировано последние годы, а производство растет: "Освоение новых рынков сбыта естественно. В период с 2000 г. по настоящий момент экспорт хозяйственного мыла вырос в семь раз". Сообщить объемы экспорта в абсолютных цифрах он отказался. Основными зарубежными рынками сбыта мыла, по словам Иванова, являются страны СНГ.

        Нижегородский масложиркомбинат, производящий до 1300 т хозяйственного мыла в месяц, экспортом не занимается. Пресс-секретарь НМЖК Галина Лашманова говорит, что российский рынок легко обеспечивает продажи: "Наши объемы сопоставимы с НЖК, но мы не ориентированы на экспорт - продажи на внутреннем рынке рентабельнее внешнеторговых операций". По мнению Лашмановой, сбытовая политика, направленная на снижение экспортных цен, может говорить либо о высоком уровне рентабельности производства, либо об отсутствии каких-либо других эффективных маркетинговых инструментов в стратегии предприятия на данном рынке.

        Самарская косметическая фабрика "Весна" экспортирует хозяйственное мыло только в Казахстан. Об этом рассказал источник на предприятии, пожелавший остаться неназванным. По его словам, сегодня косметическая фабрика рассматривает вариант прекращения выпуска хозяйственного мыла. "Он малоперспективен, на российском рынке наблюдается его переизбыток", - объясняет источник. Объем внутреннего рынка хозяйственного мыла сотрудник "Весны" оценивает в 100 000 - 150 000 т в год.

Источник: Ведомости