05.11.2003

Вчера в Москве прошла лекция Джека Траута. Гуру маркетинга выступал перед полупустым залом



С подробностями - обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин.

Лекция президента компании Trout&Partners (Олд-Гринвич, штат Коннектикут), автора мировых бестселлеров по маркетингу была названа интригующе: "Битва брендов и тирания выбора".

Ну, насчет тирании уважаемый янки, по-моему, погорячился: многие из аудитории помнят время товарного дефицита и, заходя в супермаркет с туго набитыми полками, будут теперь шептать: "Бейтесь, бренды, бейтесь! Тираньте меня, тираньте!" России, особенно, ее немосковской части, до тирании выбора еще очень далеко.

В анонсе г-н Траут обещал осветить следующие темы:
- Почему дифференцирование столь критично для выживания?
- "Слоганистика" или дифференциация товара/услуги?
- Как дифференцировать товар/услугу?
- Как важно чем-то жертвовать при построении рыночной стратегии.
- Четыре шага строительства стратегии дифференциации.
- Теория и практика: возможности развития авиа-бренда в России.

Впечатляющий список, не так ли? На все отводилось полтора часа плюс полчаса для ответов на вопросы.

На красивой сцене, где пару раз по-русски и по-английски была аршинными буквами выведена его фамилия, 68-летний лектор, как и положено звезде, появился с 20-минутной задержкой. Она объяснялась, вероятно, ожиданием "опаздывающих": зал "Королевский", расположенный рядом с Останкинской телебашней, - не самое известное место. Но главная причина, конечно, не в этом. Ломовые цены на билеты: от $300 до 1000 отпугнули многих желающих. В результате партер, где места предлагались по $500, был заполнен примерно на 1/6, допустим, в девятом ряду, кроме меня, сидел всего один человек.

Как известно, аншлаг и ажиотаж сопутствуют успеху, а публика - соавтор действа. В этом смысле Трауту не повезло: публика вела себя тихо, на шутки реагировала вяло. К тому же, буквально накануне в Москве гастролировал Филипп Котлер, а Боливар (то есть, маркетинговая общественность и ее кошельки) как известно, не вынесет двоих...

Не думаю, что заморской знаменитости доставило удовольствие выступать перед пустующими креслами. Обидно за студентов, преподавателей маркетинга и "простых русских маркетологов" (с последними, если верить организаторам, г-н Траут хотел пообщаться сильнее всего), которые по причине ценовой политики не смогли послушать "живую легенду" живьем. Однако старина Джек держался молодцом, был довольно динамичен и демократичен, иногда провокационен.

"Опыт США - это своеобразная лаборатория маркетинга, - объяснил лектор уже в первые минуты. - Изучив его, вы не будете совершать тех ошибок, которые сделали мы". Но примеры приводились не только американские. Допустим, анализировались причины успешности шведской водки "Абсолют" и относительной неудачливости русской водки "Столичная".

Конечно, почти обо всем, что он рассказывал, можно прочитать в его многочисленных книгах, выпущенных на русском языке издательством "Питер", хотя были приведены и свежие факты, подтверждающие одну из любимых мыслей Траута: отличайся или умри! В этой фразе, если говорить лаконично, и заключался основной посыл: хотите победить в конкурентной борьбе, имейте что-то, чего нет у других.

По ходу выступления г-н Траут позволил себе несколько резких по форме и спорных по существу высказываний. Например, что слоган "Всегда Кока-кола" - "бессмысленный набор слов" или что "люди хотят носить то, что носят их кумиры". Довольно неубедительным показалось мне и предложение известного маркетингового стратега, данное им российской авиакомпании "Сибирь" (Траут ее консультировал, но безуспешно) - поменять название. Мол, назвавшись "Федеральными авиалиниями" или "Республиканскими авиалиниями", "Сибирь" избавится от своей региональной привязки и станет мощным конкурентом компании "Аэрофлот - Российские авиалинии". Упрямые сибиряки не послушались эксперта из Коннектикута.

Но в целом было любопытно, ведь лекторов такого уровня и класса в нашей стране просто нет. Кстати, отлично работали синхронисты.

Когда настало время для вопросов из зала, ваш обозреватель поинтересовался у гуру, знает ли он, что многие желающие попасть на лекцию не смогли этого сделать по причине высокой стоимости билетов, и как г-н Траут оценивает маркетинговый талант организаторов, продающих его выступление по цене концертов Лучано Паваротти и Элтона Джона? Вопрос вызвал аплодисменты в зале.
Но, к сожалению, ничего по существу от г-на Траута услышать не удалось, кроме того, что он лично к цене на билеты отношения не имеет и этой цены не знает (так я ему и поверил!). А оценивать публично работу принимающей стороны гость благоразумно не стал. Зато под занавес на сцену выскочил инициатор визита Сергей Иванов и объявил залу, что "журналист Владислав Васюхин пришел на лекцию абсолютно бесплатно".

Я, конечно, благодарен г-ну Иванову за то, что он особо выделил мою нескромную персону из группы аккредитованных журналистов, но вынужден напомнить ему, что sostav.ru являлся информационным партнером этой лекции и терпеливо рекламировал ее долгое время.

Чтобы окончательно не травмировать психику организаторов, я удержался на последовавшей затем пресс-конференции от вполне "американского" вопроса: какую сумму получил г-н Траут за свою лекцию? Пусть это останется тайной. Но, как стало известно нам из осведомленных источников, американец заработал в Москве около $20 тысяч. Гонорар Аллы Пугачевой в ее лучшие годы…

Мнения о лекции разошлись. Допустим, профессор Игорь Крылов довольно кисло сравнил стиль Траута с проповедью пастора, а со-президент и творческий директор BBDO Group Игорь Лутц напротив был доволен "простотой изложения и четкой презентацией". А большинство собравшихся, по-моему, были рады самой возможности увидеть бестселлерного автора, получить размашистый автограф и щелкнуться с ним на "мыльницу"…

Кстати, завтра в еженедельной рубрике "Влад-салат" будет опубликовано эксклюзивное интервью Джека Траута, которое он мне дал накануне своей лекции в отеле "Метрополь".