05.11.2003

GM разбирается с поставщиками . Им придется заключать новые контракты с автоконцерном.



Николай Буланов
.
         Концерн General Motors (GM) ужесточает правила работы с поставщиками по всему миру. Теперь автогигант вправе поменять контрагента, если его конкуренты предложили более низкие цены на материалы или услуги. Таким образом General Motors рассчитывает сократить издержки, как уже сделали японские Toyota Motor и Honda Motor.

        Сейчас у General Motors заключены контракты на поставку материалов, комплектующих и оказание услуг примерно с 3700 компаниями по всему миру. Крупнейшие из них - американская AK Steel, японские Exedy и Mitsubishi Electric, норвежская Norsk Hydro и т. д. В целом концерн выплачивает поставщикам около $75 млрд в год.

        Теперь все заключаемые General Motors соглашения будут содержать новое положение, по которому концерн будет вправе сменить поставщика, если он окажется не в состоянии вести гибкую ценовую политику. Это означает, что General Motors может разорвать контракт, если обнаружит возможность получать какие-либо услуги или товары по более низкой цене у конкурирующей компании. При этом прежнему контрагенту будет предоставлена возможность снизить цены до нового уровня в течение 30 дней. Новые правила вступили в силу с 1 октября.

        Ранее у General Motors было лишь право разорвать контракт с поставщиком в течение первых полутора лет его действия, если концерн не устраивало обслуживание, качество предоставляемых товаров и услуг, а также условия их доставки. С 1 октября 2003 г. поводом может послужить и относительная дороговизна услуг. Кроме того, теперь General Motors в случае расторжения контракта по этой причине не будет возмещать поставщикам расходы на разработку нового инструментария, исследовательские работы и т. д. По оценкам экспертов, такие затраты могут составлять десятки миллионов долларов. Ранее General Motors частично возмещал такие расходы.

        Представитель General Motors Рене Рашид Мирим говорит, что автоконцерн пошел на эти меры, чтобы добиться "конкурентного ценообразования на протяжении всего действия контракта". "Компания будет работать с поставщиками, чтобы повышать качество их услуг. .. и с целью прекращения расточительства", - говорит она.

        В компаниях-поставщиках крайне недовольны нововведениями General Motors. "Отношения General Motors с контрагентами и так были далеки от идеала, но этот шаг окончательно подорвал взаимное доверие между ними", - говорит Ричард Уолауэндер, юрист компании Miller, Canfield, Paddock and Stone PLC, представляющей интересы сразу нескольких детройтских поставщиков автогиганта.

        В целом эксперты расценивают действия General Motors как продолжение попыток автопроизводителя снизить затраты и догнать по эффективности японских конкурентов, таких как Toyota Motor и Honda Motor. Эти компании уже давно ввели аналогичные меры для своих американских поставщиков, после чего те стали работать эффективнее, чем раньше. А вот представители компании Ford Motor Company говорят, что пока не меняли принципы работы с контрагентами. (Использованы материалы FT, 3. 11. 2003. )



Источник: Ведомости