06.11.2003

Иностранное вторжение



В России, в отличие от большинства стран Восточной Европы, до сих пор сильны позиции пивоваров, не входящих в крупные международные группы.

rostov.ru

      Как считает Дмитрий Гончарук из AGA Management, пока Россия может гордиться наличием мощных национальных производителей, таких как "Очаково" и "Красный Восток". В большинстве стран Восточной Европы пивной бизнес давно уже перешел под контроль крупных международных компаний. Так, Heineken, Sun Interbrew, SABMiller и другие крупные компании контролируют 85-95% рынка Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. Лишь Чехия остается бастионом национального пивоварения: здесь мировые гиганты отхватили лишь 50% рынка, но это объясняется традициями. В России же, согласно прогнозам на 2003 год, доля рынка так называемых иностранцев (крупнейшие - BBH и Sun Interbrew) не превысит 60%. Однако уже в будущем году ожидается приход в Россию мирового лидера - американской компании Anheuser-Busch, говорит Дмитрий Гончарук. В этой связи не исключена продажа этому гиганту крупного национального бизнеса - того же "Красного Востока" или "Очаково".
      Важным вопросом для определения расклада на пивном рынке остается будущее холдинга BBH. После присоединения "Балтики-Дон" и "Тульского пива" к петербургской "Балтике" BBH не объявлял о планах по дальнейшей консолидации активов. Хотя с точки зрения ведения бизнеса объединение всех принадлежащих этому холдингу предприятий в одну компанию неизбежно, считает аналитик "Атона" Тимоти Макатчен.
      По словам аналитика ИК "Энергокапитал" Полины Ефимовых, для BBH было бы целесообразным продолжить объединение предприятий холдинга вокруг сильнейших региональных брэндов - с этой точки зрения наиболее логичным представляется объединение не входящих в "Балтику" российских активов на базе "Ярпива". Передача на баланс ярославского предприятия пакета BBH в Воронежском пивзаводе подсказывает, что присоединение последнего к "Ярпиву" не за горами. Таким образом, эта компания становится вторым эпицентром объединения оставшихся активов BBH. Но если будущее предприятий этого холдинга пока еще не известно, то его ближайший конкурент Sun Interbrew вовсю проводит реорганизацию, направленную на повышение консолидации своих заводов. В следующем году все российские предприятия компании войдут в состав ОАО "Объединенные заводы Сан Интербрю", в котором самой Sun Interbrew будет принадлежать 90% акций.
      Несмотря на то что неизбежность еще более тесной консолидации подтверждается недавними поглощениями и ожидаемыми процедурами объединения, небольшие предприятия скорее всего не исчезнут совсем как класс. По мнению Алексея Кривошапко из ОФГ, примеры таких компаний, как ПИТ или "Тинькофф" показывают, что пока еще возможно создать успешный национальный брэнд и совсем не обязательно покупать его. Александр Свинов (Альфа-банк) полагает, что для независимых производителей все-таки есть вариант: могут сохраниться точечные пивоварни, которые будут хорошо покрывать свой собственный регион и будут в нем известны. Например, "Трансмарк", представляющая на российском рынке SABMiller, может остаться за счет того, что у нее очень сильны позиции в Москве, но реально эта компания не будет серьезным игроком, если не займется существенным наращиванием объемов производства.
      А Тимоти Макатчен напоминает, что пивной бизнес - в принципе очень прибыльное и не слишком капиталоемкое занятие. Поэтому, по мнению аналитика, на национальном уровне будет 3-4 игрока, но это не означает, что вообще исчезнут мелкие предприятия - будут появляться новые микрозаводы, как в Германии или США.
      Крупные международные компании, продвигаясь в регионы, удавят мелких производителей, считает Дмитрий Гончарук. Но в этой связи будет развиваться рынок нишевых пивных продуктов премиум-сегмента, которым ввиду высокой цены и соответствующей структуры себестоимости не страшны ни повышение акцизов, ни демпинг "иностранцев". И если в краткосрочной перспективе количество мелких предприятий уменьшается, то это не значит, что им нет места на рынке и что не будет местных оригинальных брэндов.

Источник: BEERUNION.RU