11.11.2003

Холодная зима 2003-го испортила бизнес "Балтики"



Крупнейшие игроки российского пивного рынка — английская группа Scottish & Newcastle и датская Carlsberg Breweries — подвели итоги своей деятельности за девять месяцев этого года. Обе компании не стесняются прогнозировать снижение темпов роста российского пивного рынка по итогам 2003 года. Одна из называемых причин замедления — холодный год в России. Любопытно, что аналитики и участники рынка считают, что настоящей причиной для пессимизма европейских маркетологов стала неграмотная маркетинговая политика завода "Балтика".

Scottish & Newcastle (S&N) и Carlsberg Breweries владеют на паритетных началах холдингом ВВН, который контролирует около 20 пивоваренных заводов в 6 странах СНГ и Балтии. Среди них — "Балтика", "Вена", "Ярпиво", "Пикра". Общая доля ВВН на пивном рынке России достигает 33%. В третьем квартале этого года объем продаж ВВН составил 364 млн евро.

Согласно опубликованной Reuters оценке перспектив Scottish & Newcastle, рост местного рынка будет меньше запланированных в начале этого года 7-9%. "Сейчас мы предполагаем, что в 2003 году рынок пива увеличится на 5%, а объем продаж ВВН в России — примерно на 8%",— заявил представитель S&N. Оценку своего партнера подтверждает и генеральный директор Carlsberg Breweries Нильс Смедегаард Андерсен. На брифинге в Копенгагене господин Андерсен заявил, что ВВН снижает прибыль, так как не успевает поднимать цены пропорционально темпам инфляции в России. Carlsberg объявила об 11-процентном падении операционной прибыли за девять месяцев этого года и сократила прогнозы прибыли на год. "Эти проблемы, скорее всего, будут продолжаться в четвертом квартале этого года и первом квартале будущего",— считает глава Carlsberg Breweries. Еще одной причиной неудач в обеих компаниях называют плохую погоду. "Из-за того что прошедшая зима в России была самой холодной за последние 40 лет, потребление пива за сезон снизилось на 5% в сравнении с предыдущим годом",— утверждает представитель S&N.

Участники рынка названным причинам спада не поверили. "На нас холодное лето влияния не оказало,— говорит вице-президент по связям с общественностью Sun Interbrew Ирина Кибина.— Наш рост идет в рамках тех планов, которые мы заявили в начале года".

Аналитик UFG Алексей Кривошапко считает, что в проблемах английских и датских пивоваров повинна прежде всего "Балтика", надолго которой приходится более 50% всего оборота ВВН. "Как можно пенять на лето, когда у нас несколько десятков климатических зон? — говорит господин Кривошапко.— В то же время из крупных предприятий только "Балтика", "Очаково" и "Степан Разин" из-за своих маркетинговых ошибок по итогам девяти месяцев потеряли доли рынка".

На "Балтике" объясняют снижение темпов роста другими причинами. Директор по PR "Балтики" Алексей Кедрин говорит: "Падение было ожидаемым с самого начала года из-за неблагоприятной ситуации на рынке и высоких акцизов. Мы предпринимаем все усилия, чтобы нивелировать их последствия".

Источник: YARMARKA.NET