12.11.2003

Москва придумала паркирование



Роман Гуляев

Штраф за неправильную парковку вырастет в 10 раз, а машины можно будет ставить только под соответствующими разрешающими знаками. Такая жизнь у автовладельцев Москвы и гостей столицы наступит с января 2007 года, если Мосгордума утвердит закон «О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы».

"Газета.Ru" уже рассказывала об этом законопроекте. Тогда источники нас уверяли, что он будет компромиссным, а не полицейским. На деле вышло наоборот. Главный постулат закона записан в его статье 6. Согласно ей, "на территории города Москвы запрещается размещение автотранспортных средств вне стоянок".

В чужой двор со своей машиной не ходят

Московские власти взялись за упорядочение парковок в городе. 11 августа столичное правительство одобрило законопроект "О размещении автотранспортных средств на территории города", запрещающий…

При этом стоянкой власти признают "объект недвижимости в виде здания, строения, сооружения или их части, специально оборудованная площадка или выделенная часть дороги, предназначенные для размещения автотранспортного средства".

Во всех остальных местах останавливаться будет запрещено. Вне зависимости от марки машины, места регистрации, формы собственности. Исключение сделано только для медиков при оказании помощи, милиции, строителей и ремонтников, а также для работ по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эти самые городские стоянки могут быть как платными, так и бесплатными. Сколько будет стоить парковка, равно как и конкретные условия и порядок размещения автомобилей, будет определять правительство Москвы.

Законом установлено, что бесплатными могут быть только три типа стоянок:

-- при органах государственной власти Москвы (очевидно, не для всех, а только для этих самых органов), при объектах социального назначения (у школ, больниц и так далее), а также на дорогах -- то есть привычные притротуарные парковки.

Один из авторов закона, юрист Юрий Бабенко, подтвердил, что изначально закон создавался для борьбы с брошенными и разукомплектованными машинами, которые захламляют дворы, потому он и не касается улиц города: "Но в итоге получился более системный документ, который позволяет подойти к вопросу парковки с цивилизованным подходом".

В законе предусмотрена и ответственность. За неправильное размещение транспорта вне дорог полагается штраф в 5 МРОТ: 500 рублей по сегодняшней ставке. Штраф федеральный за неправильную парковку, напомним, в 10 раз меньше. А вот кто будет штрафовать -- непонятно.

"В Москве существует идея сделать собственный административный кодекс, -- говорит Бабенко. -- Туда войдет все то, что не описано КоАПом федеральным. Возможно, там и будет ответ на этот вопрос".

Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 января 2007 года. Штрафы же будут сдвинуты на год --- их начнут взимать с 1 января 2008 года. Власти объясняют это тем, что надо сперва приучить людей к закону, а также создать им стояночную инфраструктуру.

Впрочем, в тексте законопроекта есть одна очень важная оговорка, которая фактически может сделать закон неработающим. Дабы не вступать в явное противоречие с федеральными законами, отмечено, что действие этого акта не распространяется на отношения, возникающие в связи с остановкой (стоянкой) автотранспортных средств, регулируемые федеральным законодательством о дорожном движении. На данный момент формально это относится к прилегающим территориям, но с 1 января следующего года, когда вступят в силу дополнения к правилам дорожного движения, и там движение будет осуществляться по федеральному закону.

"Надо посмотреть, насколько правила федеральные здесь будут работать, -- заявил Бабенко. -- По нашему же замыслу, на сегодняшний день закон относится как раз к прилегающим -- внутридворовым территориям".

Впрочем, это ограничение -- явление временное. "На основании этого закона существуют схемы легализации платных притротуарных парковок на улицах Москвы, то есть то, что сейчас запрещено решением Верховного суда, -- объяснил Бабенко. -- Конкретно я сказать про это пока не могу - сейчас эти варианты прорабатываются правовым управлением Мосгордумы. Но очевидно, что здесь есть путь, позволяющий нам обойти несовершенство федерального законодательства".

Вполне вероятно, что речь идет о новом слове в автомобильном законодательстве - паркировании.

Московские власти определили это как "установка автотранспортного средства, прекратившего дорожное движение". В ПДД это объясняется другими терминами -- остановка и стоянка. По сути, одно и то же, но лингвистически -- разные понятия. Видимо, этим и будут оперировать в новых законах: за нарушение правил остановки -- 50 рублей федерального штрафа, за неправильное паркирование -- 500 рублей московского.

В середине 90-х московские власти уже потерпели поражение на ниве введения платных парковок, эвакуаторов, блокираторов. Случилось это как раз из-за того, что подобные меры не были прописаны в федеральных законах, а только они могут ограничивать права граждан. Что получится из этой затеи сейчас, сказать сложно: правозащитники наверняка не упустят возможности найти в законах изъяны и попытаться отменить эти акты в Верховном суде.

Источник: Газета.RU