13.11.2003

Комиссионные в рассрочку . Получат сотовые дилеры.



Светлана Витковская
.
         Сотовые операторы намерены поменять условия выплаты комиссионных своим дилерам - с будущего года они будут выплачиваться только в рассрочку. По мнению экспертов, это вытеснит с рынка мелкие сети сотовых салонов.

        Как стало известно "Ведомостям", на днях компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) решила по-новому выплачивать вознаграждение за привлечение абонентов. Раньше сотовые дилеры единовременно получали за подключение по самым ходовым тарифам (контракты с федеральными номерами и "Джинс") около $30. Теперь же они будут получать только $15 сразу после подключения, а в последующие месяцы МТС станет начислять им по 16% от оставшейся суммы. Общая сумма дилерского вознаграждения от МТС не будет превышать $32,4. Если абонент за 180 дней выговорил сумму, в два и более раза превышающую дилерскую комиссию, дилер получит премию - его вознаграждение вырастет на 20%.

        "Мы разрабатывали эту схему взаиморасчетов вместе с дилерами, - рассказывает директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский. - Это удобно для всех и должно привести к улучшению качества нашей абонентской базы". "ВымпелКом" разрабатывает для своих партнеров похожие условия. "Мы планируем выплачивать комиссионные в рассрочку, но точные параметры будут готовы только к концу года", - говорит специалист по связям с общественностью "ВымпелКома" Артем Минаев. По предварительным данным, условия "ВымпелКома" будут схожими с МТС - примерно 50% комиссии будет выплачиваться авансом, чтобы разделить риски оператора и дилера поровну.

        Эти сложные схемы внедряются по просьбе самих дилеров. В конце сентября шесть крупных дилерских сетей мобильной связи - "Евросеть", "Техмаркет", "Анарион", Dixis, "Максус" (торговая марка "Связной") и "АльтТелеком" - направили столичным сотовым операторам совместное письмо с предложением рассрочивать выплату вознаграждений. Представители шести компаний заявили, что с помощью этого хода планируют выдавить с рынка тех дилеров, кто торгует так называемыми одноразовыми контрактами. Этот бизнес таков: абоненты покупают за бесценок SIM-карты c $5 - 10 на счету и, использовав их, сразу выкидывают. Выгода дилера от такого контракта в вознаграждении, составляющем около $24 - 25 за абонента. Через несколько месяцев оператор обнаруживает, что счет абонента не пополняется, и выставляет дилеру штраф - сумму вознаграждения минус израсходованный лимит. Однако мелкие дилеры, специализирующиеся на одноразовых контрактах, к тому времени успевают самоликвидироваться. По новой схеме недобросовестным компаниям заработать будет сложнее.

        Однако, получив желаемое, крупные дилеры засомневались. "Условия довольно жесткие. Возможно, со временем они будут ужесточаться. Это повлечет вытеснение с рынка не только недобросовестных игроков, но и обычных мелких дилеров. К тому же, хотя мошенникам и станет тяжелее, мы уверены, что они не исчезнут полностью", - говорит руководитель пресс-службы "Евросети" Татьяна Гуляева.

        Пресс-секретарь Dixis Кирилл Лубнин считает новые условия вполне достаточными для искоренения мошенников. В то же время он соглашается, что под удар попадут и добропорядочные мелкие дилеры. "Мы ежемесячно подключаем порядка 30 000 абонентов, поэтому изменение условий дилерского вознаграждения не сильно скажется на нашей работе. Но для мелких сетей, страдающих от недостатка оборотных средств, это серьезный удар", - считает Лубнин. "Крупные дилеры работают на больших объемах продаж, что дает им запас прочности. Мы подключаем не более 500 абонентов в месяц. Новые условия резко снизят наш заработок", - соглашается представитель одной из небольших дилерских сотовых сетей, просивший не называть его имени в печати.

        Аналитики считают действия операторов оправданными. "Дилеры будут заинтересованы в привлечении качественных абонентов. Я думаю, в результате столичным операторам удастся сократить отток абонентов на 20 - 30% ", - считает аналитик "Телеком-Эксперта" Михаил Ратынский. Управляющий партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев полагает, что вскоре московские операторы будут выплачивать вознаграждение в виде процента от суммы, которую потратит подключенный дилером абонент.



Источник: Ведомости