14.11.2003

В Новосибирской ТПП обсудили таможенный кодекс



"Новый таможенный кодекс: проблемы переходного периода" под таким названием 4 ноября прошел семинар организованный Новосибирской торгово-промышленной палатой для участников внешнеэкономической деятельности Сибирского федерального округа. Семинар проводили разработчики нового Таможенного кодекса -представители Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации: статс-секретарь - заместитель председателя ГТК РФ Юрий Азаров и начальник правового управления ГТК РФ Галина Баландина. В семинаре также приняли участие руководители таможен, входящих в состав Сибирского таможенного управления.
Для проведения этого семинара наш город выбран не случайно - Новосибирская торгово-промышленная палата в конце августа провела форум: "Новый Таможенный кодекс для таможенных перевозчиков, брокеров и владельцев складов временного хранения. Проблемы и пути решения". Выбор темы был обусловлен тем, что именно эта категория предпринимателей больше всех пострадает с вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса. Обязательным условием для осуществления деятельности в области таможенного дела станет включение в соответствующий реестр, что предполагает уплату значительных платежей - обеспечение уплаты таможенных платежей и страхование гражданской ответственности. Только страховая сумма для таможенных брокеров и перевозчиков должна быть не менее 20 млн. рублей. Большинство из существующих в Новосибирской области малых и средних предприятий, занимающихся указанной деятельностью не в состоянии заплатить такую сумму, и если ситуация не изменится, то большая часть из них с первого января просто закроется. По результатам форума была создана рабочая группа из числа представителей НТПП и участников внешнеэкономической деятельности. Рабочая группа выработала предложения по внесению изменений в новый Таможенный кодекс. Предложения в числе прочих были направлены в Правительство РФ. В результате, Правительством РФ было дано указание ГТК России провести вышеуказанный семинар-совещание с участниками внешнеэкономической деятельности Сибирского федерального округа по разъяснению положений нового Таможенного кодекса РФ.
Планировалось, что в ходе семинара-совещания лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, удастся донести до таможенных органов вопросы и опасения, обусловленные вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса.
Актуальность темы подтвердили многочисленные заявки на участие со стороны бизнесменов Сибирского региона.
Предприниматели шли на семинар с надеждой на то, что в процессе прямого диалога с представителями таможни им удастся доказать необходимость приостановления вступления в силу нового Таможенного кодекса до внесения в него соответствующих изменений. Однако диалог, как таковой, не состоялся. Большую часть семинара выступали представители таможни, делая упор на "плюсы" Кодекса и умалчивая о его недостатках. На все аргументы и доводы предпринимателей представители ГТК России отвечали односложно, уверяя предпринимателей в том, что озвученные ими проблемы слишком преувеличены, и большинство предприятий смогут продолжить работу в прежнем режиме.
Между тем, проблему, озвученную новосибирскими бизнесменами нельзя назвать надуманной или преувеличенной, ведь вопрос введения нового Таможенного кодекса одинаково актуален как для Новосибирска, так и для многих регионов России.
Предпринимателей, принявших участие в семинаре, уверенность представителей таможни в том, что новый Таможенный кодекс не повлечет за собой закрытие малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, не убедила. Они собираются продолжить борьбу за внесение изменений в статьи кодекса, предусматривающие непомерные платежи для осуществления ими указанной предпринимательской деятельности.

Александр Шустин, директор ООО "Байт-Транзит-Континент": "Новый таможенный кодекс просто подарок для крупных московских компаний. Как только закроются региональные малые и средние предприятия, московским компаниям откроется дорога за Урал. Они с легкостью займут освободившуюся нишу и тем самым образуют своеобразную монополию."
Александр Фомичев, директор ООО "Легро": "Механизм переходного периода не продуман. Яркий пример тому - отмена действия лицензий, уже полученных многими предпринимателями. По большому счету, таможенные перевозчики и владельцы складов временного хранения имеют полное право работать по своим лицензиям до окончания срока действия этого документа. Тем не менее, несмотря на все видимые недостатки, ясно, что процесс введения Таможенного кодекса необратим. Единственное, что хоть как-то может смягчить сложившуюся ситуацию, это -дальнейшая разработка подзаконных актов" .