14.11.2003

Пируэты с телевизором . Какой спорт любят россияне



Анатолий Чернов

         На этой неделе компания "КОМКОН" обнародовала результаты международного исследования TGI Global, которое отвечает на вопрос: какой вид спорта больше всего любят смотреть люди по телевизору. Как оказалось, в России - в пику всем горным лыжам, дзюдо, теннису и даже футболу с хоккеем - предпочитают фигурное катание. Сей факт радует психологов и расстраивает букмекеров и телевизионщиков.

        Согласно исследованию, фигурное катание с удовольствием смотрят почти 35% россиян. Следом идут футбол - 25% , хоккей на льду - 21% , бокс - 20%. Новомодные горные лыжи стоят на 8-м месте (11% ). А некогда президентский теннис - лишь на 15-м (7,6% ), разделяя его с борьбой (дзюдо, самбо и т. п. ).

        Эксперты "КОМКОНа" заметили, что данные о телевизионной популярности "того или иного вида спорта красноречиво говорят об образе жизни и предпочтениях жителей разных стран". Значит, логично предположить, что ближе всего к России стоит Франция, где также первые два места занимают футбол (35% ) и фигурное катание (29% ).

        Если же говорить об общемировой популярности, то, конечно, лидирует футбол. Он занимает 1-е место практически во всей Европе, Южной Америке и даже Китае. Более того, самая многочисленная нация выдала и самый высокий результат - 63% всех взрослых зрителей Китая любят смотреть, как люди гоняют по полю мяч.

        Бесконечно далеки от футбола лишь зрители США: по популярности он занимает там 39-е место (8% ), уступая американскому футболу (45% ) и даже таким видам спорта, как гонки страшных грузовиков и родео. В Швеции и Канаде футбол уступает 1-е место хоккею, а в Японии занимает 3-е, проигрывая бейсболу (46% ) и марафонскому бегу (27% ).

        В итоге Россия оказалась единственной страной в мире, где лидирует фигурное катание. Замгендиректора и главный продюсер спортивного телеканала "7ТВ" Владимир Кузнецов сказал, что его не удивляют подобные результаты: фигурное катание всегда входит в тройку популярных спортивных зрелищ.

        Правда, Кузнецов не без сожаления заметил, что спортивное телевидение не может уделить ему должного внимания: "У нас оно занимает маленькую долю, и мы были бы рады ее увеличить, но по объективным причинам не можем этого сделать: по фигурному катанию проводится не так много турниров".

        Куда с большим удивлением восприняли эту новость букмекеры. Гендиректор крупнейшей в России букмекерской конторы "Марафон" Владимир Маслов просто отказался поверить в это. "Мы, конечно, можем открыть прием ставок на фигурное катание и, в принципе, планируем это сделать, но я очень сомневаюсь, что на это будет спрос", - говорит он. По словам Владимира Маслова, значительную долю всех ставок - до 80% - обеспечивает лишь футбол. "Вы только представьте - количество ставок только на один футбольный матч очень часто перекрывает сумму даже по всему хоккейному турниру", - говорит он.

        Зато куда большую радость популярность фигурного катания вызывает у ученых. "Это означает, что мы не такие плохие люди и агрессивности в нас меньше, чем в других", - говорит руководитель группы по исследованию процессов психологии массовой коммуникации, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ Лидия Матвеева.

        Вообще, просмотр спортивного зрелища, по мнению психологов, неизбежно сопровождается идентификацией себя с участниками игры. И, таким образом, люди удовлетворяют массу потребностей, начиная от витальных (необходимость двигаться) , душевных (испытывать эмоции) и заканчивая такими высшими целями, как стремление к совершенствованию и идеалу. Следовательно, выбор фигурного катания свидетельствует о высоких эстетических предпочтениях россиян.

        "Это максимально презентационный вид спорта, который дает как тонкую идеологическую эстетику - национальная одежда и музыкальное сопровождение, вроде Чайковского или народной "Калинки", так и психотерапевтический эффект", - говорит ассистент кафедры клинической психологии Московского психолого-социального института Андрей Цветков. По его мнению, просмотр фигурного катания позволяет человеку почувствовать себя яркой индивидуальностью, выраженной через коллектив. Тот факт, что фигурист выступает один, но его па сопровождают звуки музыки, которая принадлежит народу, снимает, по мнению Цветкова, противоречие между общинным и эгоистическим в сознании.

        А вот популярность футбола в России психологов радует не так сильно. "Учитывая, что просмотр спортивного зрелища - это момент отождествления, можно предположить, что любовь к футболу в России - это в каком-то роде мазохизм. Ведь нормальный человек не хочет отождествлять себя со слабым и больным, коим является сейчас наш футбол", - замечает Андрей Цветков. С другой стороны, психологам понятна всемирная популярность этого вида спорта. Люди постоянно конкурируют в жизни, и им хочется помериться силой даже сидя перед телевизором. Футбол для этих целей вполне подходит: он предельно понятен, динамичен и создает командный дух. "Зрители любят формулу - наши играют против не наших, - говорит продюсер "7ТВ" Владимир Кузнецов. - Эта модель всегда востребована, и какой бы ни был великолепный матч между, например, испанскими футбольными клубами, матч с участием россиян всегда будет более востребован".



Источник: Ведомости