17.11.2003

Жертва реформы . Прокуратуру хотят подчинить Минюсту.



Алексей Никольский
Александр Беккер
Олег Гавриш
.
         Михаил Касьянов заявил в пятницу, что вскоре "будет рассмотрен" вопрос о слиянии Минюста и Генпрокуратуры. Председатель комиссии по административной реформе Борис Алешин не исключил, что судьбой прокуратуры займется именно он. Но конкретных планов реформирования чиновники пока не обсуждали.

        В пятницу в Нижневартовске премьер-министр Михаил Касьянов в ответ на вопрос журналистов, не планируется ли переподчинение Генпрокуратуры Минюсту, заявил: "Эта тема будет рассматриваться. Мы послушаем мнения экспертов, как они оценивают функции тех или иных ведомств, в том числе и по этому вопросу". Министр юстиции Юрий Чайка заявил "Интерфаксу", что в самом министерстве этот вопрос не обсуждался и "все эти вопросы относятся к компетенции высших органов власти, в том числе и государственной комиссии [по административной реформе], созданной указом президента". Не подтвердили наличия каких-либо конкретных предложений по реформированию прокуратуры и в администрации президента, не стали комментировать ситуацию и в самой Генпрокуратуре.

        Председатель комиссии по административной реформе Борис Алешин заявил "Ведомостям", что "пока комиссия не рассматривала данный вопрос [о функциях Генпрокуратуры] даже в предварительном плане, хотя общая проблема [с совмещением функций разных типов] есть буквально в каждом министерстве и ведомстве. Но по мере продвижения реформы мы можем, если будет соответствующее поручение, изучить и функции Генпрокуратуры", - говорит Алешин.

        Высокопоставленный источник в комиссии считает, что ждать этого поручения осталось недолго: "Думаю, мы в ближайшее время получим по этому поводу поручение, скорее всего, на уровне президента либо премьера. Ничего странного в такой идее нет - во многих странах функции прокуратуры и аналогов нашего Минюста совмещены и замминистра юстиции является генпрокурором. Тем более что Генпрокуратура совмещает следствие и прокурорский надзор, что противоречит провозглашенному принципу административной реформы".

        Российская система органов прокуратуры, объединяющих следствие, надзор и поддержку обвинения, не имеет аналогов на Западе - в США прокуратура входит в Министерство юстиции и занимается только поддержкой обвинения, в то время как надзор в западных странах осуществляется другими органами, чаще всего судами. Скажем, надзор за следствием во Франции осуществляют суды, поддержку обвинения - Минюст. В тех же странах, где система аналогична российской, например на Украине, также существуют планы реформы органов прокуратуры.

        Один из федеральных министров считает, что со статусом Генпрокуратуры, совмещающей надзор за законностью, ведение следствия и поддержание обвинения, неизбежно придется что-то делать. "Это проблема, уже отмеченная [первым замглавы администрации президента Дмитрием] Козаком. Он обращал внимание на то, что Генпрокуратура - орган, который надо сделать структурой исполнительной власти, - напоминает министр. - В самой конструкции Генпрокуратуры заложен печальный финальный результат для ее руководителя: достаточно вспомнить судьбу [Алексея] Ильюшенко, [Юрия] Скуратова. Неопределенность статуса делает генпрокурора заложником политических сил".

        А министр экономического развития Герман Греф заявил в четверг на российско-американском инвестиционном симпозиуме, что, несмотря на усилия в области правовой реформы, "еще предстоит очень серьезная трансформация законодательства и основ функционирования этих институтов, чтобы сделать их прозрачными и подконтрольными обществу".

        КАСЬЯНОВ ПРОТИВ ПРОКУРОРОВ: Михаил Касьянов не в первый раз пикируется с Генпрокуратурой. Весной этого года замгенпрокурора Владимир Колесников заявил, что у его ведомства имеются вопросы к премьеру, связанные с уголовными делами в отношении чиновников Госкомрыболовства, но развития эта история не получила. А в июле Михаил Касьянов после ареста председателя совета директоров МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева выступил против применения ареста как меры пресечения по экономическим делам. Представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова назвала эти слова давлением на следствие.



Источник: Ведомости