20.11.2003

Европейцы заглянут в кошельки россиян. Через два года



Европейские торговые сети интересуются российским рынком. Шведская компания Centrum Utveckling будет строить торговый центр в Калуге, а немецкая компания ЕСЕ планирует через 2-3 года построить в Москве, Санкт-Петербурге и в регионах несколько крупных торговых центров, в каждый из которых будет вложено порядка 90 миллионов долларов.

Европейский ритейл идет в российские регионы
Крупные торговые центры (моллы) - пока еще редкость для России. Пожалуй, только москвичи успели познакомиться с новым форматом торговли, когда под одной крышей собраны магазины разной специализации, есть где перекусить, развлечься и припарковать машину.

По официальным данным, на сегодняшний день в России насчитывается не более ста подобных центров, на долю Москвы приходится 48 комплексов. Для сравнения: в мире насчитывается порядка 50 тысяч моллов, из которых 38 тысяч расположены в США и 1,5 тысячи - в Европе.

В последнее время строительство больших торговых комплексов активно началось и во многих региональных центрах - Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Томске, Красноярске, Челябинске.

Александр Пыпин, руководитель проектов Российского совета торговых центров, рассказал ГАЗЕТЕ: "На самом деле число жителей в городе не так уж важно для принятия решения о строительстве торгового центра. Важнее другой фактор. Предположим, местный бизнесмен владеет недостроенным или неиспользуемым зданием или получил по невысокой цене значительный участок земли. Их необходимо задействовать для получения прибыли. В этом случае зачастую возникает идея строительства на этом участке или переоборудования имеющихся площадей под торговый центр».

После того как центр готов, дивелопер (компания-застройщик) определяет список магазинов, которые будут представлены в ТЦ.

Классификация торговых центров
Торговый центр площадью 5-10 тысяч квадратных метров считается маленьким и ориентирован на обслуживание отдельного микрорайона или небольшого (около 30-40 тысяч жителей) города. В так называемых "магазинах на каждый день" представлены продукты, одежда, бытовые услуги. Сюда человек может зайти после работы, купить продукты, сдать что-то в химчистку или сделать копию ключа.

Центр площадью 30 тысяч квадратных метров относится к категории средних, он рассчитан на 100-тысячный город или на обслуживание нескольких микрорайонов. Здесь можно встретить продуктовые отделы, магазины одежды, обуви, крупногабаритной техники, представителей фирм, производящих пластиковые окна. Зачастую есть небольшая автостоянка. Такие ТЦ обычно посещаются в выходные дни с целью сделать достаточно крупную покупку.

Если торговая площадь центра превышает 50 тысяч квадратных метров, он считается крупным. Помимо магазинов в него могут входить кинотеатр, концертный зал, специальная зона, где можно оставить ребенка на время покупок, развлекательный центр (бильярд, боулинг), бассейн. Кроме этого обязательно наличие большой автостоянки. Сюда люди приезжают, как правило, на целый день и очень часто всей семьей.

На кого они рассчитаны
Очень важно, на какую аудиторию ориентирован центр. Крупные торговые центры (моллы), как показывают исследования, посещают чаще всего люди с доходом не менее 300 долларов. «У среднестатистической семьи, - пояснил Александр Пыпин ГАЗЕТЕ, - в которой жена занимается домашним хозяйством, ребенок еще не достиг совершеннолетнего возраста, муж должен зарабатывать порядка 1000-1300 долларов в месяц. Тогда смело можно идти покупать товары в торговых центрах».

Европейцы на подходе
К российскому рынку розничной торговли все больше интереса проявляют зарубежные компании.

Через 2 года планирует выйти на российский рынок и крупный немецкий игрок ЕСЕ. Роберт Хагелен, директор по связям с общественностью компании ЕСЕ, рассказал ГАЗЕТЕ, что компания нацелена на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. «Сейчас мы ведем переговоры о приобретении территории под строительство наших торговых центров. В среднем открытие нового центра обходится нашей компании в 90 миллионов долларов. При размещении магазинов и заключении контрактов с ритейлерами мы будем прежде всего ориентироваться на российские компании - их должно быть не менее 30-50%. Это часть нашей стратегии. Помимо всего мы собираемся уделить огромное внимание досугу наших клиентов, предоставив в их распоряжение много средств развлечения».

По информации ГАЗЕТЫ, центр ЕСЕ может стать первым, где будет построена небольшая гостиница для приезжающих за покупками из регионов.

Шведская компания Centrum Utveckling сыграла на опережение: правда, ей не удалось договориться с администрацией Ярославской области о строительстве торгового центра. Шведы собирались вложить в проект 18,5 млн. долларов, однако им не дали землю. Тогда Centrum Utveckling отправилась в Калугу, где сейчас работает над проектом. Не исключено, что европейские сети будут активно осваивать и другие регионы: объем инвестиций их не отпугивает, но им нужны гарантии властей.

СПРАВКА
По данным компании "ГФК - Русь", среднедушевой доход в России в 2003 году достиг 3,4 тысячи рублей. При этом четверть россиян полагает, что их материальное положение улучшилось, другая четверть - что ухудшилось, а остальные 50% пришли к выводу, что их финансы остались примерно на том же уровне. Из семейного дохода больше половины всех денег - 56% - уходит на покупку продуктов питания, 14% заработанных средств россияне тратят на одежду и обувь, по 5% идет на оплату коммунальных и медицинских услуг, 6% - на покупку новой мебели и обустройство дома, 3% - на транспорт и 11% - на другие расходы. В целом россияне стали более разборчивы - ради здоровья более половины опрошенных готовы отказаться от любимых продуктов питания, если те не очень полезны, а две трети доверяют лишь товарам известных марок.

Источник: Газета