20.11.2003

Котельные на продажу . Госстрой уже не настаивает на запрете приватизации ЖКХ .



Ольга Проскурнина
.
         Правительство больше не настаивает на запрете приватизации всех объектов коммунального хозяйства. В перечень запрещенных к продаже объектов войдет только инженерная инфраструктура. Но инвесторы, работающие в отрасли, уверяют, что приватизация ЖКХ пока не входит в их планы.

        Инициатором запрета продажи имущества предприятий ЖКХ выступил Госстрой. Этим летом он подготовил перечень объектов, не подлежащих приватизации, в который вошли стационарные электростанции всех типов, отпускающие электроэнергию в сети общего пользования, низковольтные ЛЭП, подстанции, котельные, теплосети, водозаборы, очистные сооружения, водопроводы и канализационная сеть. Исключение было сделано лишь для сервисного хозяйства и части электрических, тепловых и канализационных сетей, доходящих непосредственно до потребителя.

        Вчера на заседании правительственной комиссии по жилищной политике первый зампред Госстроя Сергей Круглик сообщил, что комитет оформил свои идеи в виде изменений к закону о приватизации. Список Госстроя неожиданно стал намного короче, чем прежде: в него вошли коммунальные сети, водонапорные и водозаборные станции, а также очистные сооружения. Глава комиссии вице-премьер Владимир Яковлев по окончании заседания заявил журналистам, что перечень еще не согласован. "В [окончательный вариант] войдут в основном инженерные сооружения", - пояснил он свою позицию. По решению комиссии окончательный список объектов ЖКХ, запрещенных к продаже, должен появиться к концу 2003 г.

        Руководитель направления городского хозяйства Института экономики города Сергей Сиваев, присутствовавший на заседании, считает выводы комиссии адекватными мировому опыту. "В целом понятно, что сетевое хозяйство - трубы и провода - действительно не следует приватизировать, а [генерирующие] источники [продавать] можно. Водоканалы, например, во всех странах мира, кроме Англии и Чили, находятся в собственности муниципалитетов, потому что [водоснабжение] - это ответственность местных сообществ. Управлять же ими может частный бизнес", - говорит Сиваев. Эксперт отмечает, что именно на этом основана концепция, которую собирается реализовывать ОАО "Российские коммунальные системы".

        До сих пор руководители Госстроя мотивировали необходимость запрета на приватизацию объектов ЖКХ тем, что коммунальная инфраструктура может стать легкой добычей для многочисленных кредиторов убыточных предприятий коммунальной сферы. По данным Минэкономразвития, кредиторская задолженность ЖКХ сейчас составляет 286,2 млрд руб.

        Весной РАО ЕЭС, дочерние предприятия которого входят в число крупнейших кредиторов коммунального хозяйства, в презентации создания ОАО РКС отмечало: "Наиболее эффективное функционирование компании возможно только при наличии права собственности на объекты ЖКХ". Представители компании не скрывали, что собираются конвертировать долги в собственность.

        Однако сейчас позиция РКС изменилась: в компании делают ставку на договоры концессии или долгосрочной аренды. На заседании комиссии по жилищной политике это подтвердил председатель правления ОАО Сергей Яшечкин. А член правления РКС Александр Баженов пояснил "Ведомостям", что РКС никогда и не выступала за приватизацию инфраструктуры: "Нам ближе французская модель, когда частная компания нанимается для произведения изменений в коммунальной инфраструктуре".

        При этом Баженов считает, что "кусочно-гнездовая" приватизация ЖКХ, которую сейчас предлагают чиновники, может ухудшить ситуацию для потребителей коммунальных услуг. Он приводит пример Дзержинска (Нижегородская обл. ) , где в результате параллельно реализуемых проектов в сфере коммунальной энергетики частные котельные пытались конкурировать с местной ТЭЦ. Им удалось снизить стоимость тепла по сравнению с ТЭЦ и заполучить новых потребителей, а станция повысила цены на электроэнергию, чтобы компенсировать потери. С инвесторами, по мнению представителя РКС, приватизация тоже может сыграть недобрую шутку: "Нельзя заниматься ЖКХ, покупая котельные отдельно от труб". Он напоминает, что тарифы на тепло и электроэнергию остаются регулируемыми и инвестор, купив ту же котельную и не имея возможности влиять на тарифную политику, может оказаться в убытке.

        "Сейчас немало людей, которые хотят получить сразу все [объекты городского хозяйства] и притом бесплатно", - полагает Баженов. Среди опрошенных "Ведомостями" инвесторов желающих немедленно купить объекты ЖКХ не нашлось. Заместитель гендиректора ХК "Интеррос" Сергей Алексашенко (его компания получила в аренду на 49 лет пермский водоканал) говорит, что не испытывает особого восторга по поводу правительственных новаций: "ЖКХ - новая сфера, в которую идет частный бизнес, и никто не знает, что там получится. Чего мы точно не хотим, так это на первом этапе все скупить, а потом думать, что с этим делать".

        А Ольга Киселева из ЗАО "Комплексные энергетические системы" (компания начала проект в сфере коммунальной энергетики в Пермской области) говорит, что запрет на покупку теплосетей не критичен для ее компании. Но невозможность приватизации создает риски для инвестора, которые пока сложно оценить, добавляет она.



Источник: Ведомости