20.11.2003

Доллар пал . Из-за пошлин на китайское белье и халаты.



Михаил Оверченко

таблицы и графики к статье:

         Курс доллара к евро вчера упал до исторического минимума. Аналитики полагают, что доллар продолжит дешеветь и скоро за евро будут давать намного больше нынешних $1,2. Им не нравится торговая политика США. А иностранные инвесторы разлюбили американские активы и все менее охотно вкладывают в них свои деньги. И это еще один аргумент для "медведей".

        Еще никогда евро не был таким дорогим, как вчера. Когда он только появился 1 января 1999 г. , он стоил $1,1747. Но после непродолжительного роста европейская валюта стала дешеветь и долгое время стоила менее $1. Воскрешение евро началось в этом году: он уже подорожал к доллару на 14%. А рекорд был установлен 27 мая - $1,1933.

        Вчера пал и он. На торгах в Нью-Йорке во вторник курс евро подскочил на два с лишним цента до $1,1973, а в среду утром в Азии - до $1,1978. Потом наступила коррекция - вчера вечером евро стоил $1,19.

        Евро заметно укрепил позиции и на российском рынке: его курс вырос с 35,045 до 35,65 руб. А вот котировки доллара вчера практически не изменились и остались около 29,8 руб. /$.

        А спусковым крючком стал Китай, точнее - его текстильная продукция. Во вторник Белый дом объявил, что введет временные квоты на импорт китайских бюстгальтеров, купальных халатов и вязаной одежды. Объем их импорта небольшой, но решение администрации Буша можно считать символическим. Всего неделю назад ВТО признала незаконными американские пошлины на импорт стали.

        В США рекордно высокий дефицит счета текущих операций, особенно с азиатскими странами. Чтобы его финансировать, Америке нужно ежедневно привлекать около $1,5 млрд иностранных инвестиций. Но во вторник же Министерство финансов сообщило, что нетто-приток средств в ценные бумаги в сентябре упал до $4,2 млрд - минимального уровня за последние семь лет. Для сравнения: в августе приток составил $49,9 млрд. В частности, нетто-покупки иностранцами казначейских облигаций в сентябре упали с $25,1 млрд до $5,6 млрд, а акций - с $11,6 млрд до $6,3 млрд.

        Эти данные были для доллара "просто ужасными", говорит Алан Раскин, директор аналитического отдела консалтинговой фирмы 4Cast, "а все эти дела с китайской одеждой только усугубили ситуацию". А главный экономист Royal Bank of Scotland в Нью-Йорке Рэм Бхагаватула называет ограничение торговых потоков скрытой девальвацией: "Это фактическое признание того, что доллар должен быть дешевле".

        Citigroup, занимающий 2-е место по объемам торговли на мировом валютном рынке, во вторник признал ошибочным свой прогноз роста курса доллара до $1,05 за евро и посоветовал клиентам закрывать сформированные на его основе позиции. А крупнейший оператор валютного рынка - швейцарский банк UBS не сомневается в дальнейшем ослаблении доллара. По его оценке, в конце 2003 г. евро будет стоить $1,18, а в ближайшие 12 месяцев его курс поднимется до $1,32.

        Начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов считает сентябрьское падение иностранных инвестиций в американские бумаги разовым явлением, но в отношении доллара он также настроен "по-медвежьи": "Признаки экономического подъема в США очевидны, но Федеральная резервная система и дальше собирается накачивать экономику деньгами, удерживая ставки на нынешнем уровне 1%. Такая политика способствует ослаблению доллара", - говорит Тремасов. Его прогноз на ближайшее время - $1,15 - 1,2 за евро.

        Вице-президент банка "Держава" Александр Ушаков полагает, что в течение 6 - 9 месяцев курс евро дойдет до $1,25. "Тенденцию определяют экономические факторы: платежный баланс, разница в ставках между вложениями в доллары (1% ) и евро (2% ). Да и сама Америка сейчас заинтересована в ослаблении доллара", - говорит он.

        Рост курса евро заставил многие компании, работающие в России, пересмотреть свою ценовую политику. Многие дилеры, торгующие европейскими автомобилями, перевели цены из долларов в евро. А "Калинка-Stockmann", до сих пор выставляющая цены в долларах, намерена в 2004 г. перейти на рубли. "Россия - это Россия; мы не ожидаем кризиса, и рубль нам подходит", - сказал Петри Анттила, региональный директор Stockmann. "В середине года, когда мы формировали бюджет на 2004 г. , мы думали о том, в какой валюте выставлять рекламные расценки, - говорит Виктор Шкулев, председатель совета директоров Hachette Filipacchi Shkulev, издающей журналы Elle, Maxim, Marie Claire, "Премьер". - Мы пришли к выводу, что большинство рекламного рынка в сегменте журналов предпочитает работать в долларовых ценах. Так что следующий год у нас будет в долларах, а там посмотрим". (Использованы материалы DJ. )



Источник: Ведомости