21.11.2003

Абоненты приумолкли . Но "ВымпелКом" оправдал высокие ожидания аналитиков.



Александр Борейко

         Обнародованные вчера вторым по величине российским сотовым оператором "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") результаты III квартала оправдали достаточно оптимистичные ожидания аналитиков. Это во многом объясняется сезонными факторами: III квартал традиционно бывает для мобильных операторов наиболее удачным. Зато в IV квартале финансовые показатели, напротив, обычно существенно ухудшаются.

        Выручка "ВымпелКома" в III квартале достигла $379 млн (в предыдущем квартале она составляла $304,6 млн). При этом $259,7 млн компания заработала в Москве, а $119,3 млн - в остальных регионах. Показатель EBITDA (в соответствии с требованиями американской Комиссии по ценным бумагам в нынешней отчетности компания переименовала его в OIBDA) - $178,5 млн (во II квартале он был $139,9 млн) , чистая прибыль - $72,2 млн ($61,6 млн компания получила в Москве, $17,9 млн - в регионах). Для сравнения: во II квартале чистая прибыль составляла $52,6 млн. Норма прибыльности компании по EBITDA составила около 47,1% (в предыдущем квартале - 46% ).

        В конце сентября "ВымпелКом" обслуживал 9,26 млн абонентов (5,08 млн человек из Москвы и области и 4,18 млн из других областей России). Вчера компания обслуживала 10,4 млн человек, 5,39 млн из которых - жители Москвы и области. Показатель среднего счета на одного абонента за месяц (ARPU) подрос до $14,4 (во II квартале - $14,3).

        "Мы очень довольны результатами квартала, - говорит первый вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников. - Мы сохранили и укрепили лидерство в Москве. В сентябре и октябре мы подключили больше абонентов, чем наши конкуренты и в общероссийском масштабе". "Приятно, что финансовые результаты "ВымпелКома" не разочаровали, хотя прогнозы были достаточно агрессивными. А прибыльность компании оказалась даже выше, чем ожидал рынок", - говорит старший аналитик ИК "Атон" Надежда Голубева.

        Опыт предыдущих лет показывает, что III квартал бывает для операторов мобильной связи самым результативным. Существенно растет абонентская база, увеличивается количество эфирного времени, заметно растет выручка компании и ее рентабельность.

        Но на этот раз увеличения эфирного времени на одного абонента не произошло. Показатель MOU, характеризующий количество используемых минут на одного абонента за месяц, в III квартале составил 92,6 минут против 93,8 минут во II квартале.

        Представители "ВымпелКома" связывают снижение MOU с возросшей пропорцией абонентов, пользующихся тарифными планами с предоплатой в московском регионе. Действительно, сегодня около 85% московских пользователей "ВымпелКома" подключены по системе pre-paid.

        "По-видимому, "ВымпелКом" вышел на какой-то новый пласт абонентов, которые говорят намного меньше", - полагает аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Яковицкий. По его мнению, хотя существующие пользователи говорили в III квартале больше, чем во II, этого было недостаточно, чтобы перевесить "молчаливость" вновь подключившихся пользователей.

        В то же время показатель дохода с одного абонента (ARPU) незначительно вырос. Это произошло из-за некоторого увеличения усредненного тарифа. Обычно тенденция была обратной: в третьем сезоне количество трафика несколько росло, а средний тариф несколько снижался. Яковицкий объясняет укрепление среднего тарифа ростом доходов от роуминга: на III квартал приходится пик сезона отпусков. Это подтверждают и представители компании. "Средний тариф без роуминга остался на том же уровне. Увеличение усредненного тарифа объясняется увеличением доходов от роуминга и более активным использованием абонентами дополнительных услуг, - говорит Николай Прянишников. - Снижение тарифа прекратилось, и мы считаем это очень хорошим знаком".

        В то же время в IV квартале, когда сезонные факторы (вроде географической мобильности абонентов) не благоприятствуют операторам, аналитики ожидают снижения дохода с одного абонента. Так, Яковицкий полагает, что показатель ARPU снизится с нынешних 14,4% до 13% , а рентабельность по показателю EBITDA может снизиться до 40%. Правда, в "ВымпелКоме" называют такой прогноз рентабельности излишне консервативным.

        У "БИ ЛАЙНА" СБОИТ СОФТ: Вчера в сети "ВымпелКома" произошел технический сбой. Начиная с 16. 50 и примерно до 20. 20 абоненты оператора испытывали трудности со звонками внутри сети и - в меньшей степени - с дозвоном на городские телефоны. По словам директора "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаила Умарова, проблема затронула весь московский регион. Неполадки были вызваны сбоем в работе программного обеспечения систем, управляющих взаимодействием коммутаторов сети.



Источник: Ведомости