21.11.2003

Банки начинают раздавать беспроцентные кредиты



       Вчера банк "Ингосстрах-Союз" и платежная система Diners Club представили новый вид пластиковых карт, ранее не выпускавшихся российскими банками,– charge card. По словам первого вице-президента Diners Club Russia Натальи Роговой, каждая третья карта Diners Club в мире – charge card. "Этот продукт особенно востребован как корпоративная карта, но я уверена, что она будет востребована в России и как личная карта",– заявила госпожа Рогова. "Впервые на нашем рынке эта карта выпускается в том виде, в котором эмитируется компанией во всем мире,– сообщил Ъ директор департамента розничного бизнеса банка 'Ингосстрах-Союз' Вадим Жегалов.– Нам удалось договориться с Diners Club о схеме работы карты, которая позволяет ей функционировать в режиме отложенного платежа".

       Charge card называется расчетной, поскольку в начале каждого месяца клиенту выставляется счет на сумму, потраченную в течение предыдущего месяца. Заплатить по этому счету клиент будет обязан в течение нескольких дней. При этом никакие проценты за пользование кредитом не берутся.

       Однако новый продукт "Ингосстрах-Союза" все же будет отличаться от стандартной charge card, по которой необходимо оплатить всю сумму, потраченную за месяц. По картам Diners Club "Ингосстрах-Союза", если платеж после выставления счета просрочен, клиенту предоставляется овердрафт на эту сумму. Правда, по словам Вадима Жеглова, "овердрафт по карте предоставляется под 18% годовых в валюте".

       Таким образом, этот продукт позволяет клиентам фактически получить полноценный grace period, свойственный кредитным картам во всем мире, кроме России,– период, в течение которого банк не начисляет проценты по кредиту. Сейчас банки, предоставляющие кредитные карты, в силу российского налогового законодательства не могут предоставить grace period держателям своих карт. Дело в том, что если процент по кредиту в рублях меньше, чем 75% ставки рефинансирования, и в валюте меньше, чем 9%, то для держателя карты наступают налоговые последствия.

       Тем не менее банкиры пока затрудняются оценить перспективы этого продукта на российском рынке. По мнению зампреда правления банка "Авангард" Валерия Торхова, "в процессе пользования этой картой возникает вопрос удобства – в течение какого времени держатель карты должен заплатить по счету. Если это небольшой период, то, мне кажется, это будет не очень удобно для клиента. Если это время исчисляется неделями, то для российского рынка это более приемлемые условия". "На основе информации, которая есть у меня на данный момент, трудно сделать какой-либо вывод о привлекательности этого продукта. Тем более сейчас на российском рынке есть аналоги этой карты, которые выпускаются не менее известными платежными системами (это American Express, карты которой российскими банками не эмитируются.–Ъ), и ее востребованность на нашем рынке покажет время",– считает вице-президент Дельтабанка Дмитрий Ищенко.



Источник: КоммерсантЪ