24.11.2003

Disney будет снимать дешевые мультфильмы. Disney возвращается к стратегии 1970-х



Александр БЕЗЛЕПКИН

Генеральный директор компании Walt Disney Майкл Эйснер любит рассказывать менеджерам кинематографического подразделения про урок, полученный им в 1970-е, когда он был президентом Paramount Pictures, и научивший его остерегаться крупнобюджетных фильмов.

"Я хожу раз в неделю на совещания только для того, чтобы проконтролировать, все ли делают фильмы так, как предписано Барри Диллером, - экономно", - сказал Эйснер инвесторам 3 ноября на конференции. Вместе с Диллером, бывшим генеральным директором Paramount, он руководил когда-то созданием таких дешевых хитов, как "Субботняя ночная лихорадка" и "Смазка".

Малобюджетные фильмы "Странная пятница" и "Ломая дом", а также растущие доходы от рекламы и предоставления услуг кабельного телевидения заметно улучшили квартальные результаты калифорнийской компании. По данным опроса аналитиков, проведенного фирмой Thomson Financial, прибыль компании Disney составила около $321 млн. при $175 млн. годом раньше. "Странная пятница" обошлась, по мнению экспертов, в $20-25 млн. и уже принесла $108 млн. в США и Канаде. И принесет еще, когда фильм будет показан в других странах. "Ломая дом" стоил примерно столько же, в то время как только билетов на этот фильм по всему миру было продано на $163 млн. Кроме того, он разошелся на 6.1 млн. DVD и видеокассет.

В течение этого года акции Disney, второй по размерам медиа-компании мира, выросли на 40%.

Эйснер ввел в компании режим экономии, придя в нее в 1984 году. И ему удалось спасти положение в тот момент, когда продажи упали настолько, что Disney стала объектом атаки корпоративного налетчика Saul Steinberg. В 1980-х Эйснер и тогдашний глава киностудии Джеффри Катценберг выпускали такие малобюджетные фильмы, как "Нищий в Беверли Хиллз". В 1990-е, когда Катценберг покинул компанию и стал одним из основателей Dream Works, Disney переключилась на создание более дорогих картин. Как говорил по этому поводу Эйснер, Disney сбилась с истинного пути его старой стратегии. "Мы обратились тогда к голливудской схеме под названием "Не спрашивай, сколько это стоит", - заявил он инвесторам. - Теперь мы задаем такой вопрос и отвечаем "Нет", если бюджет оказывается слишком большим". Толчком к возвращению на прежний путь послужил прошлогодний провал крупнобюджетного мультфильма "Планета сокровищ", сокративший прибыль компании на $47 млн.

В прошлом году продажа продуктов киностудии принесла 26% общего дохода компании, составившего $25.3 млрд. Столько же дали парки и курорты. Вклад телевизионных сетей при этом был равен 38%.

Другим средством повышения прибыли - благодаря росту доходов от рекламы и предоставления таких услуг, как спортивный канал ESPN, - стали сети кабельного телевидения. Помогло и снижение платы за право трансляции игр Национальной футбольной лиги по каналам ESPN и ABC. Прибыль Disney от операций кабельных сетей, по данным аналитика Morgan Stanley Ричарда Билотти, выросла на 63% - до $277 млн.

Посещаемость парков, согласно прогнозу Анджелы Колер, аналитика питтсбургской Federated Investment Management, увеличится в будущем году на 5%, что должно увеличить и прибыли Walt Disney. Нынешнее падение популярности парков "точно так же связано с мировой экономической и геополитической ситуацией, как и все остальное, с чем приходится иметь дело менеджменту компании, - говорит Колер, имея в виду террористическую атаку 11 сентября и войну в Ираке. - Посещаемость тематических парков станет в будущем году главным двигателем роста".

Общая стоимость билетов, проданных в этом году ведущей киностудией компании, возглавляемой Ричардом Куком, и подразделением Miramax в США и Канаде, составила $1.99 млрд., приблизившись к годовому рекорду, установленному в прошлом году компанией Time Warner и составившему $2 млрд. Кинематографические обороты Disney впервые сравнялись в этом году с показателями владельцев голливудских студий. Распространенный компанией фильм "В поисках Немо", снятый Pixar Animations Studios, принес в США $339 млн., став фильмом года. По словам Кука, Disney не ограничивается стратегией жесткой экономии и продолжает ежегодно выпускать и фильмы с большим бюджетом. "Пираты Карибского моря: проклятие черной жемчужины" стоили $140 млн. Их мировой показ принес $643.5 млн.

"Иногда все это отлично сочетается, - говорит Кук. - Иногда - при тех же самых людях и обстоятельствах - нет". (По материалам Bloomberg)

Источник: Финансовые известия