24.11.2003

Навязчивые страховщики . Придумывают все новые места для продажи полисов ОСАГО



Павел Миледин
.
         В борьбе за частных клиентов страховщики выдумывают все более изощренные способы продажи полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Заветными талонами автолюбители могут обзавестись в магазинах автозапчастей, автомойках, банках и даже в сети проявки фотографий.

        Автогражданки не избежать.

        На прошлой неделе президент Владимир Путин однозначно дал понять гражданам, что избежать обязательного страхования автогражданской ответственности не удастся. Теперь страховщики ждут наплыва автомобилистов, которые надеялись на отмену закона или хотя бы на снижение тарифов и страховаться не торопились.

        По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, пока застраховано около 5 млн автомобилей, а всего страхованию подлежит примерно 20 млн машин. С 1 января 2004 г. за отсутствие полиса ОСАГО ГАИ будет штрафовать, а пройти техосмотр или зарегистрировать автомобиль без него будет невозможно. Уже сейчас на агентские сети и call-центры компаний приходится большая нагрузка. Страховщики пытаются расширить свои сбытовые сети самыми необычными способами. Полисы ОСАГО уже можно купить у отделений ГАИ, в автосалонах, автомагазинах и автомойках, в банках, в салонах связи и фотомагазинах, а скоро полисы обещают продавать и на почте.

        Мобильные консерваторы.

        Большинство страховщиков пока предпочитает продавать полисы проверенными способами - через свои офисы, агентов, брокеров и Интернет. "Все полисы ОСАГО продают и оформляют только наши сотрудники и агенты", - говорит директор центра автострахования "Энергогаранта" Владимир Новоселов. Но методы продаж все же усовершенствуются. Так, по словам Новоселова, его компания продает страховки в мобильных офисах, оборудованных на базе автомобилей "Соболь". По словам руководителя департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимира Антипова, компания успешно реализует полисы через официальных автодилеров Skoda, Honda и Volkswagen.

        Компания "РЕСО-Гарантия", занимающая 2-е место по количеству заключенных договоров (364 000 проданных полисов) , более активна. "У нас 99 автомобилей "Соболь", которые стоят на ближайших подступах к ГАИ, сети в автосалонах, пунктах шиномонтажа, автомойках; просто уличные продавцы в местах скопления автомобилистов", - рассказывает заместитель гендиректора компании Игорь Иванов.

        По словам Андрея Радюшина, руководителя отдела интернет-проектов "Группы Ренессанс Страхование", страховку можно оформить на веб-сайте компании, оплатить договор в Сбербанке и ждать курьера с полисом. В неделю, говорит Радюшин, компания продает через Интернет 40 - 50 полисов.

        Чужие сети.

        Многие компании используют при продаже полисов не только свои сети. В Банке Москвы можно купить полис ОСАГО Московской страховой компании. Со следующего года полисы компании "Согласие" можно будет купить в банке "Первое ОВК". Но если продажи страховых продуктов через банк уже никого не удивляют, то продажи полисов в супермаркетах или автомагазинах - новое слово в страховом маркетинге.

        "Ингосстрах" начал продажу полисов через сеть магазинов "Кодак-Экспресс" (в тестовом режиме в 20 точках). "Активный спрос пока отсутствует", - признается замгендиректора "Ингосстраха" Игорь Ямов. Компании "АВИКОС", "Спасские ворота" и лидер рынка ОСАГО - "Росгосстрах" (2,3 млн договоров) - объявили о начале продаж полисов через почтовые отделения. По словам руководителя этого проекта в ФГУП "Почта России" Михаила Караванова, продажи полисов в масштабах всей страны начнутся в 2004 г. Всего у "Почты России" около 40 000 отделений - размер потенциальной сбытовой сети впечатляет. По оценке исполнительного директора "АВИКОСа" Ильи Кабачника, продажи через почту "очень перспективны". "Сейчас проводится обучение персонала, привлекаемого почтой для продажи страховых продуктов", - говорит директор по продажам и маркетингу "Росгосстраха" Всеволод Иванов.

        Ситуация выходит из-под контроля.

        Иванов из "Росгосстраха" объясняет желание продавать полисы на почте стремлением сделать их доступными для всех автомобилистов.

        Между тем некоторые страховщики считают, что на первом этапе нетрадиционные способы продажи полисов ОСАГО вряд ли себя оправдают. Пока страховщики опасаются, что продажа полисов через чужие сети снизит контроль за системой ОСАГО. "Мы приняли решение на первом этапе не выпускать этот процесс из-под контроля", - говорит Новоселов из "Энергогаранта". Гендиректор "РОСНО" Леонид Меламед говорит, что все каналы продаж хороши, если они соответствуют стратегии компании. "После 1 января [когда ГАИ начнет штрафовать за отсутствие страховки] полисы будут покупать где угодно", - уверят он. Между тем в самом "РОСНО" осторожничают. "Если продавать полисы в ларьке, теряется возможность управлять политикой компании в ОСАГО", - говорит Меламед.



Источник: Ведомости