26.11.2003

Экспортер назвал Уругваем не ту страну. В Калининграде задержана партия реэкспортных "Жигулей"


Вчера пресс-служба АвтоВАЗа распространила сообщение о том, что в декабре на уругвайском предприятии Oferol начнется сборка автомобилей "Нива". Еще полгода назад АвтоВАЗ объявил Латинскую Америку одним из приоритетных зарубежных рынков – сейчас на его долю приходится более 15% экспорта Волжского автозавода. Однако на днях сотрудники МВД выяснили, что далеко не все экспортные "Лады" доходят до покупателей в Уругвае, Аргентине и Бразилии.

           В 2003 году АвтоВАЗ должен отгрузить на экспорт 95,5 тыс. автомобилей, из них 15% в Уругвай. Эта страна – крупнейший импортер Волжского автозавода за пределами СНГ. Эксклюзивный поставщик продукции АвтоВАЗа в Латинскую Америку – компания Russia Automotoriz S. A. (RA), принадлежащая ее гендиректору Виктору Жарову. Ее офисы расположены в Уругвае, на Кипре и в Москве. В 2003 году сумма контракта RA с АвтоВАЗом составила $5,3 млн. В Уругвай отгружается в основном ВАЗ-2107, а также "Нивы" и автомобили "десятого" семейства. В августе было отгружено 500 машин, в сентябре – 200, в октябре – 300, план на ноябрь – 300. Отпускная стоимость АвтоВАЗа на автомобили "десятого" семейства, отправляемых в Уругвай,– $3,6-3,7 тыс.

       15 ноября на территории ГП "Калининградский морской рыбный порт" сотрудники Западного УВД на транспорте МВД России (ЗУВДТ) задержали пять автовозов с 40 автомобилями ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111 на общую сумму около $142 тыс. На задержанные автомобили были оформлены по два комплекта документов. Как заявил Ъ начальник криминальной милиции ЗУВДТ Владимир Королев, автомобили должны были вместо Уругвая уйти в Псков, где, вероятно, были бы проданы не дешевле чем по $6,5 тыс. за штуку. Владельцем груза, по словам господина Королева, является RA, отправителем – АвтоВАЗ, экспедитором – "Балтранс-групп". Господин Королев рассказал, что канал реэкспорта местная милиция обнаружила еще в апреле, после чего внимательно отслеживала поставки. С тех пор, по оценке оперативников, в Россию было возвращено не меньше 500 машин. По словам господина Королева, в Уругвай отправляли в основном "классику", а машины "десятого" семейства только завозили в таможенную зону порта, но на борт корабля не грузили: "По нашим данным, навар с каждого автомобиля составил $1,5-2 тыс.". Сейчас сотрудники ЗУВДТ проверяют документацию на все реэкспортные машины и возврат НДС за них. Возбуждено уголовное дело по ст. 188 ч. 3 УК РФ ("Контрабанда, совершенная неоднократно"). Пока обвиняемых в деле нет.

       Вице-президент RA Александр Сажин заявил Ъ, что его компания не занимается реэкспортом автомобилей "и не совершает никаких противозаконных действий". "У нас есть контрагенты – что они делают с автомобилями, мы не знаем и отвечать за их действия не можем,– говорит господин Сажин.– Сейчас наши адвокаты выясняют, что произошло в Калининграде".

       В компании "Балтранс-групп" от комментариев отказались, посоветовав обратиться в пресс-службу АвтоВАЗа. В пресс-службе АвтоВАЗа сообщили, что продажей автомобилей, в том числе на экспорт, занимаются дилеры, поэтому автозавод к их действиям "никакого отношения не имеет". На заводе также подчеркнули, что в самом реэкспорте ничего противоправного нет: "Нарушение закона начинается тогда, когда дилер ввозит машину обратно и не платит за нее НДС".

       По оценке Вадима Афанасьева, тольяттинского дилера АвтоВАЗа, реэкспорт "Жигулей" сейчас минимален, поскольку заниматься им стало невыгодно – в первую очередь из-за ужесточения торговой политики АвтоВАЗа. По словам господина Афанасьева, из-за высоких затрат (в том числе "неформальных") на фиктивный возврат экспортных машин цены на них практически сравнялись с внутрироссийскими. Кроме того, на реэкспортные машины не распространяется заводская гарантия.

       Тем не менее задержание партии "Лад" в Калининграде не единственный подобный эпизод. Следственный комитет МВД расследует еще одно уголовное дело по реэкспорту автомобилей ВАЗа, направлявшихся катарской компании Mannai через Новороссийский порт. Ущерб для завода оценивается в $1,5 млн. Основные фигуранты дела, бывший начальник управления внешних рынков АвтоВАЗа Олег Абрамов и гендиректор экспедиторской компании "Интранс" Олег Ульянченко, разыскиваются через Интерпол и, по некоторым данным, скрываются на судне "Любовь Орлова" в нейтральных водах.

    Зачем АвтоВАЗу Латинская Америка

Вице-президент Russia Automotoriz S. A. (RA) Александр Сажин рассказал Ъ, что в самом Уругвае его компания "Ладами" почти не торгует. До недавнего времени RA работала в нескольких уругвайских офшорах – в частности, в Zon America (Монтевидео). Использование складов в офшорных зонах дает возможность не платить таможенных сборов – только арендную плату за использование склада. Сейчас, по словам господина Сажина, RA начала работать по другой схеме: автомобили поставляются на Кубу, откуда поступают в Никарагуа, Коста-Рику и другие страны. На самой Кубе продается до 2 тыс. машин в год (в основном "Нива"). Стоимость автомобилей "ВАЗ" "десятого" семейства в Латинской Америке – $12-15 тыс. С декабря экспорт на этот континент должен сократиться за счет местной сборки, которой будет заниматься аффилированное с RA предприятие Oferol Russia Automotoriz S. A. Объем производства на АвтоВАЗе не сообщают, известно лишь, что в Уругвай пока отгружено 96 машинокомплектов.


ВЛАД Ъ-ТРИФОНОВ, ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА
       


Источник: КоммерсантЪ