26.11.2003

Мода на Британию . Охватила торговцев чаем



Ринат Сагдиев
.
         Крупнейшие российские торговцы чаем, до сих пор предпочитавшие работать в среднем и дешевом сегментах своего рынка, начали расширять ассортимент за счет премиальных английских марок. Вслед за петербургской "Орими Трейд" фасовать и продвигать английский чай начала столичная компания "Май". Аналитики ожидают обострения конкуренции в премиальном сегменте, где до этого лидировал чай британской Ahmad Tea.

        ОАО "Компания "Май" основано Игорем Лисиненко, который сейчас является депутатом Госдумы. "Май" владеет дочерней компанией Maytea Export, зарегистрированной на Шри-Ланке, и фасовочными фабриками во Фрязине (Московская обл. ) и на Украине. По данным СКРИН "Эмитент", 100% акций ОАО "Компания "Май" принадлежит ООО "Транспрод". По данным компании, ее прибыль в 2002 г. составила $558 000.

        По данным ассоциации "Росчайкофе", в 2002 г. объем российского чайного рынка составил $600 млн. По данным ACNielsen, доля сегмента суперпремиум, к которому относятся чаи Newby's и Curtis & Patridge, в стоимостном выражении составила в июле 1,9% (в 24 крупных городах). На долю премиального чая пришлось в стоимостном выражении 40,3% продаж. Лидеры продаж в сегменте суперпремиум - Jackson's Newby, Sir Thomas Lipton, в сегменте премиум - Ahmad, Edwin, Lipton Yellow Label, Pickwick (кроме Classic) , Tetley, Twinings, Riston.

        Как сообщил "Ведомостям" директор департамента внешних связей "Мая" Павел Исаев, в начале недели компания начала в России продажу премиального чая английской компании Curtis & Patridge. "Чайный рынок сейчас мигрирует из экономичного сегмента (до 150 руб. /кг за листовой чай и 400 руб. /кг за пакетированный) в средний (220 руб. /кг и 500 руб. /кг) , а из среднего в премиум (300 руб. /кг и 630 руб. /кг) , - объясняет Исаев. - Все наши исследования рынка показали, что необходима своя премиальная марка, и поэтому мы заключили договор о стратегическом партнерстве с Curtis & Patridge Ltd". По словам Исаева, партнеры не только предоставили марку Curtis & Patridge, но и инвестировали в новое оборудование, установленное на фрязинской фабрике "Мая". Сумму инвестиций в проект Исаев не раскрывает.

        По мнению гендиректора ассоциации "Росчайкофе" Рамаза Чантуриа, совместный проект "Мая" и Curtis & Patridge может оцениваться в несколько миллионов долларов - так же, как и аналогичный проект, запущенный в августе компанией "Орими Трейд" и английской Greenfield Tea. По данным "Орими Трейд", специальное оборудование для фасовки премиального чая Greenfield обошлось примерно в $2 млн.

        Чантуриа отмечает, что своим появлением сегмент премиального чая в России обязан английской Ahmad Tea. "Сейчас в премиальном сегменте превалируют в основном английские чаи, и все крупные компании, имеющие амбиции по расширению доли на рынке, просто обязаны иметь в ассортименте английские марки чая", - говорит он. Признает это и менеджер по связям с общественностью "Орими Трейд" Андрей Семенов. "Многие российские потребители дорогого чая привыкли доверять только иностранным (в первую очередь английским) маркам", - говорит он.

        По мнению Чантуриа, с запуском "английских" проектов "Орими Трейд" и "Мая" конкуренция в сегменте премиального чая обострится. Хотя в самих компаниях конкуренции не опасаются. По словам Исаева, в "Мае" внимательно следят за продажами Greenfield, но считают позиции собственной марки Curtis & Patridge сильнее из-за большего ассортимента - 16 блендов против восьми у "Орими Трейд". "Я ничего не знаю про эту марку [Curtis & Patridge] и поэтому не решусь говорить о ее конкуренции с Greenfield. Наш чай можно уподобить вину со знаменитого виноградника - у него просто не может быть конкурентов", - говорит Семенов.



Источник: Ведомости