27.11.2003

Составлен первый рейтинг компаний, управляющих пенсионными деньгами



Пенсионная реформа - дело в российской экономике сравнительно новое. Далеко не все работающие граждане успели разобраться в том, что же им сулит сама реформа и по каким критериям будет прирастать их трудовая пенсия. А уж о том, что такое частные управляющие компании, которые будут размещать средства с накопительных счетов, знают и того единицы. В целях просвещения населения различные структуры начали разрабатывать рейтинг управляющих компаний. Не отстает в этом сложном деле и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

Аналитическая служба Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) провела опрос граждан России о том, знают ли они о пенсионной реформе, и о том, что право выбора управляющей компании у каждого человека сохраняется в этом году вплоть до 31 декабря. В ходе опроса выяснилось: 14,3% респондентов ответили, что не знают, о чем идет речь. Из тех, кто в курсе самой проблемы выбора управляющей компании (УК), о переносе сроков знают 33%, не знают - 67% опрошенных.

Но даже если человеку все предельно ясно о сроках и последовательности действий по выбору компании, которой он желает доверить заботу о своей пенсии, то какую же компанию выбрать? Ведь в конкурсе на право управлять пенсионными деньгами победили 55 компаний. Здесь на помощь будущим пенсионерам могут прийти рейтинги.

На данный момент рейтингованием УК занимаются две структуры - рейтинговое агентство "Эксперт" и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Для НАУФОР, своего рода профсоюза инвестиционного сообщества, это вполне объяснимая задача - большинство управляющих компаний имеет корни именно среди участников фондового рынка, то есть представителей инвестиционных компаний. И лишь несколько УК имеют в качестве материнских компаний российские банки (некоторые банки, к слову, также являются членами НАУФОР).

Фондовый рынок, по мнению специалистов ассоциации, несмотря на свою почти 10-летнюю историю, почему-то всегда оставался обделенным вниманием со стороны как рейтинговых агентств, так и статистических исследований. Однако не секрет, что профессиональные участники фондового рынка представляют огромный интерес как для потенциальных клиентов (для российских и зарубежных компаний и банков), так и для частных инвесторов. А в свете того что именно управляющие компании будут размещать пенсионные деньги, их рейтинги нужны практически всему трудящемуся населению страны.

Проект рейтингов НАУФОР является бесплатным для его участников, что отличает его от рейтинговых шкал других участников этого рынка. Ведь не секрет, что даже международные рейтинговые агентства исследуют того, кому присваивается рейтинг, по запросу последнего и за его деньги. И часто агентство стремится не навредить своему клиенту.

"Рейтинг управляющих компаний - дело хорошее и для народа нужное, - говорит начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Велес-Капитал" Михаил Зак. - Но его точность зависит от достоверности предоставляемой в ассоциацию информации". Ведь членство в НАУФОР для компаний тоже добровольное, и компании не обязаны предоставлять в ассоциацию всю информацию, которая необходима для составления рейтинга. И это не может не отражаться на месте компании в рейтинге.

И НАУФОР, и РА "Эксперт" используют в своей работе одни и те же открытые показатели о работе управляющих компаний - стаж работы на рынке, объем активов под управлением, прозрачность в вопросе о том, кому компания принадлежит, динамика прироста средств, находящихся в управлении, доходность инвестирования.

Одним из критериев для присвоения в рейтинге НАУФОР категории "ААА" и "АА" (высшая категория надежности) является наличие международной отчетности и поставленной системы риск-менеджмента. Это также распространяется на банки и на инвестиционные компании.

Но все же для обычного человека, плохо разбирающегося в хитросплетениях работы на фондовом рынке, рейтинг управляющих компаний на данный момент - вещь непонятная. Без широкой просветительской работы рейтинг может оказаться лишь индикатором для внутреннего пользования для профессионалов рынка.

Источник: Известия