28.11.2003

Евросоюз зовет инвесторов . Закачивать нефть в трубу Одесса - Броды



Николай Буланов
.
         У российских нефтяников, лоббирующих реверсивное использование украинского нефтепровода Одесса - Броды, появился сильный оппонент. Еврокомиссия призвала частных инвесторов содействовать прокачке по этой трубе каспийской нефти. Но нефтяники и аналитики сомневаются в успехе затеи европейских чиновников.

        Нефтепровод Одесса - Броды длиной 674 км и пропускной способностью 14 млн т нефти в год между нефтетерминалом "Южный" (Одесса) и магистральным нефтепроводом "Дружба" был сдан в эксплуатацию еще в августе 2001 г. Он строился для транспортировки каспийской нефти в Европу, однако до сих пор простаивает из-за отсутствия клиентов. Этим решили воспользоваться российские компании, предложившие Украине использовать трубопровод в обратном направлении для экспорта российской нефти. А ТНК-ВР предоставит в кредит "Укртранснафте" технологическую нефть для первоначального заполнения трубы. Доставленную в Одессу нефть российские компании намерены поставлять в Европу на танкерах.

        По оценкам Pricewaterhouse-Coopers, пропускную способность нефтепровода можно увеличить в течение пяти лет до 45 млн т. Это 2,5% всей нефти, которую Евросоюз сейчас потребляет за год.

        Еврокомиссия подписала в среду декларацию, которая призывает частных инвесторов войти в проект по эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды. "Нефтепровод Одесса - Броды - проект, который мог бы способствовать повышению уровня безопасности топливных поставок в ЕС и на Украину, а также ускорить внедрение новых экологических и технических стандартов их транспортировки", - заявила комиссар ЕС по транспорту Лойола де Палацио после встречи с польским и украинским вице-премьерами Мареком Полем и Виталием Гайдуком. Кто именно может инвестировать в этот проект, в отделе внешних связей Еврокомиссии вчера говорить отказались.

        Война в Ираке заставила европейских чиновников вновь заговорить о проблемах поставок топлива в ЕС. Сейчас две трети его поставок приходится на страны, не входящие в Евросоюз. Прокачка по участку Одесса - Броды каспийской нефти позволит европейцам уменьшить зависимость от ближневосточного региона. Немаловажную роль играет и экологический фактор - транспортировка по трубопроводу безопаснее танкерных перевозок.

        Вместе с тем будущее нефтепровода пока остается неясным. Если ЕС возьмется за него, это может испортить отношения с Россией, которая является крупным поставщиком нефти и газа в Западную Европу. Впрочем, вице-президента ТНК-BP Питера Хэншоу намерение еврочиновников не пугает. "Единственное конкретное предложение по использованию нефтепровода пока сделали мы, - заявляет Хэншоу. - А еврочиновники пока ни о чем таком не говорят. Даже если инвестор и найдется, говорить об этом еще рано, так как это дело будущего".

        Сомневается в успехе затеи Еврокомиссии и Михаил Перфилов из Petroleum Argus. Он считает, что инвесторы вряд ли примут предложение чиновников, так как они сомневаются в том, что трубопровод может приносить прибыль. "Они выделят средства только под гарантии определенных объемов поставок", - говорит Михаил Перфилов. Аналитик указывает на то, что загрузить трубопровод можно, только договорившись с теми компаниями, которые добывают нефть в Каспийском бассейне. Но ГНКАР уже не раз заявляла об отсутствии интереса к украинскому маршруту из-за его дороговизны. "Сейчас нет смысла менять направления поставок, - говорит эксперт. - Возможно, еврочиновники надеются загрузить трубу нефтью с каких-то месторождений, разработка которых еще только впереди, например Кошагана". (Использованы материалы DJ, 26. 11. 2003. )



Источник: Ведомости