01.12.2003

Рекламщикам пообещали новый ГОСТ. Прежний отправлен Госстандартом над доработку



Как стало известно «Ъ», Госстандарт приостановил действие ГОСТ Р 52044-03, вызвавшего недовольство всех участников рынка наружной рекламы. До начала следующего года чиновники обещают доработать ГОСТ. Тем не менее участники рынка опасаются, что Госстандарт не учтет их претензий к этому документу: до сих пор ведомство не пригласило в рабочую группу ни одного эксперта рынка наружной рекламы.

ГОСТ Р 52044-03 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» вступил в силу 1 июля. Его разработчики – госпредприятие РосдорНИИ, Главное управление ГИБДД и Научно-исследовательский центр ГИБДД МВД. Согласно закону «О техническом регулировании», который также вступил в силу в июле, ГОСТы не обязательны к исполнению. Дорожный ГОСТ усилиями ГИБДД стал исключением: летом Главное управление ГИБДД разослало директивное письмо региональным подразделениям инспекции с просьбой строго следить за соблюдением всех его требований.

сразу после вступления в силу нового ГОСТа выяснилось, что он не устраивает буквально всех участников рынка наружной рекламы (см. справку). В начале ноября Рекламная ассоциация муниципальных образований попросила министра внутренних дел Бориса Грызлова отменить директивное письмо ГИБДД. По словам рекламщиков, ГОСТ с ними не согласовали и приняли с нарушениями (не зарегистрировав в Минюсте). Кроме того, участники рынка утверждали, что, если следовать требованиям ГОСТа, в России придется снести 90% рекламных конструкций.

Рекламщики уверены, что принятие ГОСТа пролоббировала компания «Строй Инвест Проект М». С его помощью она рассчитывала легализовать принадлежащие ей дорожные знаки, совмещенные с рекламой. Например знак «Пункт питания» - вилка и ложка с указанием конкретного ресторана, кафе, закусочной. В «Строй Инвест Проект М» эти обвинения, разумеется, считают надуманными. «В подготовке и принятии ГОСТа мы не участвовали, - заявила «Ъ» менеджер по связям с общественностью компании «Строй Инвест Проект М» Мария Филлипова. – Возможно, что они (разработчики. – «Ъ») просто учли наш позитивный опыт по реализации инвестиционных целевых программ в области маршрутного ориентирования, в рамках которых и производится установка таких указателей».

Однако по крайней мере одно косвенное доказательство того, что новый ГОСТ был пролоббирован компанией «Строй Инвест Проект М», все же есть. Документ написан на основе «Отраслевых дорожных норм», подготовленных Минтрансом за полгода до его выхода. В разработке этих норм «Строй Инвест Проект М» принимал самое непосредственное участие.

Как бы то ни было, Госстандарт все же пошел на уступки рекламщикам. «Мы приостановили действие ГОСТа до 1 января, - сообщил «Ъ» замначальника управления стандартизации Госстандарта Александр Пасько. – Основная причина этого решения в том, что рынок оказался не готов к введению этого документа. Кроме того, оказалось, что мы допустили некоторые неточности при его разработке». Господин Пасько также отметил, что Госстандарт дополнительно обсуждал ГОСТ с МВД, и у министерства также возникли вопросы к этому документу. По словам Александра Пасько, вступление ГОСТа в силу перенесено на 1 января 2004 года, а сам документ отправлен на доработку.

По существу, от того, насколько существенными будут эти исправления, зависит судьба российского рынка наружной рекламы, ведь МВД никак не отреагировало на просьбу отменить письмо, обязывающее строго соблюдать злополучный ГОСТ. Поэтому участников рынка крайне беспокоит тот факт, что до сих пор Госстандарт не пригласил в рабочую группу по доработке ГОСТа ни крупных операторов рынка, ни представителей органов, регулирующих рекламу. «Остается надеяться, что нас привлекут к доработке ГОСТа как оператора, работающего в 86 регионах России», - говорит гендиректор компании News Outdoor Сергей Железняк.

Что не нравится рекламщикам

Новый ГОСТ предъявляет жесткие требования к расположению рекламных конструкций на автомобильных дорогах и вблизи них. При этом сами формулировки часто неточны. Так, согласно пункту 6.1, средства размещения наружной рекламы должны быть расположены в 10 м от края земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии не менее 5 м от бордюрного камня – в населенных пунктах. При этом непонятно, что считать краем конструкции – ее опору или сам щит. В последнем случае количество щитов будет особенно большим.

Пункт 6.5 гласит, что, если конструкция стоит на разделительной полосе, расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м. Специалисты отмечают, что таких широких разделительных полос, например, в Москве почти нет. А значит, «разделительные» щиты надо сносить.

Кроме того в ГОСТе не предусмотрен переходный период, который нужен операторам, чтобы привести свои конструкции в соответствие с новыми требованиями. Участники рынка считают, что он должен составить не менее полугода.//Коммерсантъ»

Источник: Outdoor.Ru