01.12.2003

Gallaher привезет в Россию "Золотого Оленя"



Выход в Россию станет для китайских производителей сигарет платой за открытие внутреннего рынка для иностранных компаний

Российский рынок сигарет оказался одной из главных карт при розыгрыше доступа западных компаний на крупнейший табачный рынок мира - китайский. Сигаретный бренд Memphis, принадлежащий британской фирме Gallaher, получит благодаря поддержке китайской Shanghai Tobacco прописку в Китае. Взамен Gallaher начнет производить и распространять китайские сигареты Golden Deer в России.

Вступление Китая в ВТО заставило страну начать процедуру открытия своего табачного рынка для иностранных компаний. Тарифы на импорт сигарет были снижены с 65% в 2000 году до 25% в 2003-м. На следующий год запланированы их очередное сокращение и отмена лицензирования торговли иностранными сигаретами. Местным производителям придется потесниться под давлением дешевеющих Marlboro и Mild Seven. Однако китайские табачные компании не торопятся уступать свои позиции на родине, не получив компенсации. Для Shanghai Tobacco, второй по величине табачной фирмы Китая, такой премией стал доступ в Россию.

Помочь ей в этом взялась британская Gallaher, обосновавшаяся в России уже давно и завоевавшая здесь 14,5% рынка. Из России в 1997 году она начала завоевание КНР. В результате каждая тридцатая импортная сигарета в Китае - производимое этой компанией в России Sobranie.

Но британцы мечтают о большем. 100 млн британских сигарет Memphis, которые Shanghai Tobacco, согласно подписанному компаниями соглашению, будет ежегодно делать и продавать в Шанхае, составят меньше 0,01% китайского годового оборота. Однако именно это обстоятельство и вдохновляет Gallaher больше всего, создавая возможность освоения в будущем почти безразмерного рынка.

Как сообщил агентству Bloomberg представитель компании Тим Робертсон, предприятие окупится в течение нескольких ближайших лет. Но создание рассчитанных на гораздо более длительный срок связей с китайской табачной индустрией важнее, чем успешность первоначального производства с его незначительными объемами. Взамен Gallaher предстоит начать в течение полугода выпуск и продажу в России китайской марки Golden Deer.

У российского рынка, хотя он и занимает третье место после Китая и США, не такие завораживающие объемы. Потребление сигарет в России оценивается примерно в 300 млрд штук в год. При этом объемы производства в 2003 году составят, как ожидается, 375 млрд штук.

Как считают представители российской табачной отрасли, за этой сделкой стоит интерес именно к китайскому рынку, а не к России. В Китае 350 млн курильщиков, которые ежегодно выкуривают около 1,7 трлн сигарет (что составляет примерно 30% всего мирового потребления), поэтому попасть на этот рынок мечтает любая табачная компания. "Кто первый окажется на этом рынке, тот и будет иметь конкурентное преимущество", - говорят табачники.

То, что Gallaher собирается производить и продавать в России китайские сигареты, тоже вполне объяснимо. Предлагая Россию в качестве разменного рынка, Gallaher может предоставить китайской Shanghai Tobacco легкое проникновение на рынок и спрос на ее сигареты. Сама британская компания вполне успешно продает здесь свою марку LD. Gallaher могут помочь и потребительские настроения. "Лояльность российских курильщиков к определенной марке не настолько сильна, как, например, в Европе, - говорят представители российской табачной отрасли. - С 2000 года на нашем рынке присутствует около 2000 марок сигарет, и все они так или иначе продаются. И если появится еще одна - революции на рынке не произойдет". С другой стороны, высокая конкуренция делает все более дорогим вывод на рынок новых марок.

В ожидании нашествия иностранных брендов на китайский рынок правительство Китая начало укреплять национальную табачную отрасль, предоставляя производственные мощности наиболее крупным игрокам. Частью этой политики консолидации стал переход Пекинской сигаретной фабрики в распоряжение Shanghai Tobacco. Продолжением подготовки к решающим сражениям станет экспансия продуктов шанхайской фирмы в России.

Источник: Известия