01.12.2003

Реклама, как двигатель кинематографа


     
      На прошлой неделе режиссеру Егору Кончаловскому удалось осуществить мечты отечественных киноматографистов, завидующим западным режиссерам, которые напропалую снимают блокбастеры, насквозь пронизанные рекламой product placement. Точнее, осуществить мечту ему удалось пораньше, как только компании Panasonic помогли понять, что ее новая концепция - Ideas for life, идеально ложится в сюжетную канву сиквела "Антикиллер 2", после чего она проплатила энную сумму денег для съемок фильма.
      Сумма так и осталась загадкой для широкой публики, несмотря на настойчивость журналисткой братии на пресс-конференции после пресс-показа в день премьеры. Однако сам факт, что приглашение на мероприятие было разослано от Panasonic, а имя вице-президента компании оказалось впереди имени режиссера, говорит о многом.
      О большем сказал только продюсер фильма Владимир Кильбург, объясняя журналистам навязчивое мелькание в кадре техники Panasonic всех модификаций, что, мол, мобильный телефон держит сюжет фильма. И вообще, это не историческое кино, чтобы обойтись без отражения технологичности окружающей нас жизни.
      Не касаясь художественной стороны "Антикиллера 2", все же хотелось бы заметить, что product placement по-русски если и держит сюжет, то за ради себя любимого. Потому что бережно примотанная изолентой к раскаленному от стрельбы автомату камера Panasonic в самом пекле перестрелки смотрится столь же неестественно, сколь и свадьба главных героев, проходящая исключительно под перцовку Nemiroff (еще один product placement отечественного кинематографа). Как только перцовка кончается, заканчивается и свадьба.
      Если для Panasonic участие в российском кино - своего рода дебют, то Nemiroff за последние год-два стал настольным напитком №1 практически во всех телевизионных сериалах. Пришедшая несколько лет назад на российский рынок украинская горилка довольно быстро перешла с профильных печатных изданий в заманчивый мир кино и больше не возвращается оттуда. Возможно, владельцам компании Nemiroff не дают покоя лавры владельцев Шампанского Дома Louis Roederer. Как известно, после съемок фильма Квентина Тарантино "Четыре комнаты", в котором герои активно распивают престижную марку этого шампанского - Cristal Roederer, Голливуд стал его основным потребителем.
      Более того, всякий раз, когда по нашему ТВ показывают тарантиновский фильм (а раз в году этот может себе позволить каждый телеканал) во всех московских винных бутиках, как утверждают очевидцы, на корню раскупается все тот же Cristal. Право, есть чему позавидовать. Но позволю себе одну ремарку. Мне действительно приходилось пару раз видеть на совсем не праздничных столах настойку Nemiroff, и в обоих случаях столы эти принадлежали людям, имеющим отношение к кино. Однако бутылки там оказывались после окончания съемочного дня, где в кадре, как вы уже, наверное, догадались, непременным атрибутом современной технологичной жизни был и Nemiroff. "Трофей фотографа", как говорит один знакомый фотохудожник, складывая в сумку халявные бутерброды после банкета.
      И все-таки настоящий product placement на прошлой неделе сделался в нашем кино из сказки былью. Об эффективности его влияния на российского потребителя мы узнаем очень скоро, потому что японцы не наши братья-славяне, а мобильный телефон - не бутылка даже самой замечательной горилки. И если Гоша Куценко не убедит среднестатистического россиянина купить себе именно такую "мобилу", то отечественному кинематографу останется только тихо спиваться, приговаривая "Все дело в перце, а не в волшебных пузырьках". Чего я ему от всей души не желаю.
     
     

Главный редактор Sostav.ru
      Наталья Боровкова


     
      P. S. Сегодня мы начинаем очередной тур интеллектуальной игры. На этот раз партнером Sostav.ru выступает журнал Inflight Review - официальный бортовой журнал авиакомпании "Пулково" и ГТК "Россия" ("Издательский дом СПН"). Приз за первое место - поход в ресторан в Москве или Санкт-Петербурге на сумму $100. Второе место - набор новогодней сувенирной продукции от "ИД СПН". Третье место - для победителя из Питера два билета в кино, для победителя из любого другого города - аксессуар к мобильному телефону.
      Есть за что бороться!