01.12.2003

"Ренессанс" идет в розницу . Инвестбанк займется потребительскими кредитами



Елена Березанская
Василий Кудинов
Борис Сафронов

         Российские инвестбанки все больше интересуются кредитованием населения. Недавно частные акционеры "Росгосстраха" и "Тройки Диалог" объявили о создании ипотечного банка. А "Ренессанс Капитал" разработал программу потребительского кредитования.

        Как рассказал "Ведомостям" сотрудник одного из московских банков, представители "Ренессанс Капитала" недавно интересовались, на каких условиях его банк с большой сетью филиалов и отделений проводит платежи физических лиц в адрес других банков. Свой интерес они объясняли намерением реализовать проект в области потребительского кредитования населения. Источник, близкий к "Ренессансу", подтвердил "Ведомостям" эти планы.

        Комментировать их в компании отказались. "Мы изучаем возможность работы на этом рынке", - сказал пресс-секретарь "Ренессанс Капитала" Леонид Игнат.

        Однако этот интерес зашел довольно далеко, утверждает другой источник, знакомый с планами "Ренессанса". По его словам, компания занимается этим проектом полгода, руководит им Майкл Мэддэн, бывший куратор карточного бизнеса American Express в Европе. Для этого будет куплен небольшой банк - в России в отличие от многих других стран потребкредитованием могут заниматься только кредитные организации.

        По словам собеседника "Ведомостей", "Ренессанс" планирует предложить торговым сетям распространенную на Западе схему с использованием факторинга. Покупатель заключает договор о продаже товара в кредит с рассрочкой платежа с магазином, который затем переуступает этот долг банку. Таким образом, магазин выступает в роли фронт-офиса, а всю дальнейшую работу с заемщиком берет на себя банк. Покупатель же получает специальную карточку, но не банка, а магазина. Он сможет воспользоваться ею при последующих покупках. Этот продукт широко известен в мире как private lable card. Он позволит торговцам получить полную информацию о клиентах, покупающих товары в кредит, и сохранить ее у себя, а не отдавать банку. Это даст им дополнительные возможности для маркетинга.

        Подобную схему пытаются внедрить многие банки. Беспроцентные кредиты можно получить в торговых сетях, которые работают по специальной программе с банком "Русский стандарт". Но участникам этой схемы приходится прибегать к "маленьким хитростям": покупатели подписывают договор с банком о предоставлении кредита по ставке 16% годовых, а компенсируются проценты за счет дисконта, который магазин дает на купленный в кредит товар. Чистым факторингом в потребительском кредитовании занимается лишь Газпромбанк, но начальник управления кредитования физических лиц банка Анна Горячева отказалась раскрывать подробности применяемых схем, сославшись на то, что это ноу-хау банка.

        А ее бывший начальник по Транскредитбанку Игорь Липанов, известный специалист в области розничных продуктов, считает выбранную "Ренессансом" схему очень привлекательной для торговцев, поскольку магазин может предоставить покупателям более интересные условия, чем банк, - нулевую ставку, льготный период погашения кредита.

        "Ренессанс" - не первый инвестбанк, задумавший проект в розничном коммерческом банкинге. В октябре частные акционеры "Росгосстраха" и "Тройки Диалог " объявили о намерении вложить $40 млн в создание специализированного ипотечного банка. Впрочем, президент Brunswick UBS Марлен Манасов не считает это тенденцией. "Классический инвестбанк не будет этим [коммерческим банкингом] заниматься, - уверен он. - Это видение предпринимательской идеи [владельцев "Ренессанса", "Тройки"], бизнес-проект".

        По мнению Манасова, этот проект обещает стать удачным, поскольку россияне значительную часть своих доходов направляют именно на потребление, и "идея [воспользоваться этим] неплохая". Банкиры отмечают, что рынок потребкредитования пока только формируется и на нем есть свободные места. Впрочем, успех здесь не гарантирован, предупреждает начальник управления по развитию розничного бизнеса, член правления Райффайзенбанка Александр Колошенко. По его словам, через полгода-год конкуренция на рынке потребительского кредитования обострится и место на нем смогут занять банки, отработавшие технологии либо предложившие новый продукт. "Основные торговые сети уже работают с большим количеством банков, и, чтобы их заинтересовать, нужен новый, конкурентный продукт", - соглашается Липанов. По его мнению, private lable card сможет им стать.

        ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА: Потребительское кредитование - бизнес рискованный. Банки выдают экспресс-кредиты на основе анкеты, что делает их уязвимыми для мошенников. В пятницу пресс-служба Альфа-банка сообщила, что служба экономической безопасности банка задержала в магазине "Техносила" мошенника, получившего по поддельному паспорту кредит на сумму 25 991 руб. Сотрудники банка установили, что этот же человек по этому же паспорту ранее приобрел два ноутбука: один в магазине фирмы "Партия" под кредит "Хоум Кредит энд Финанс Банк" на сумму 37 492 руб. , а другой - в "М. видео" под кредит "Русского стандарта" на 24 291 руб. Истинному владельцу утраченного паспорта все это время звонили из банков и сообщали о невозвращенных кредитах.



Источник: Ведомости