01.12.2003

"Топаз" утраивает мощность



Роман Кутузов
Андрей Мусатов

         Крупный подмосковный ликероводочный завод "Топаз" в декабре увеличит свои производственные мощности втрое. Конкуренты и аналитики полагают, что при грамотной маркетинговой политике завод сможет загрузить возросшие производственные мощности, несмотря на то что в целом рынок водки сейчас стагнирует.

        В июне прошлого года группа "Промышленные инвесторы", близкая к депутату Госдумы и бывшему министру энергетики Сергею Генералову, купила подмосковный ликероводочный завод "Топаз". Позднее на его базе была сформирована компания "Русский алкоголь". "Топаз" входит в десятку крупнейших производителей алкоголя в России, ежегодно выпуская 2 - 2,5 млн дал напитков. Его основные марки - "Топаз-люкс", "Голубой топаз", "Гербовая", "Главспирттрест". Недавно завод запустил линию по розливу слабоалкогольных коктейлей. Помимо "Топаза" "Промышленные инвесторы" контролируют ряд предприятий в других отраслях.

        Новый производственный комплекс на "Топазе" начал строиться еще при прежних владельцах предприятия, около двух лет назад. "Промышленные инвесторы" продолжили реализацию проекта, и по его завершении "Топаз" утроит свои производственные мощности. Как рассказали "Ведомостям" на заводе, уже смонтированные линии первой очереди могут производить 3,6 - 4 млн дал алкоголя в год. С введением второй очереди линий розлива завод достигнет общей производительности на уровне лидеров рынка - 8 - 10 млн дал алкоголя в год.

        "Инвестиции в новый комплекс составили $8 млн, - говорит генеральный директор "Русского алкоголя" Золтан Золотов. - Одновременно с запуском новых производственных линий компания проводит плановую модернизацию старых линий розлива".

        Но произвести алкоголь мало, важно его продать. Сейчас это непросто - по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА) , сейчас рынок стагнирует. В январе - октябре 2003 г. производство водки и ликероводочных изделий составило 106,5 млн дал (98,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). "По данным Госкомстата, до 50% предприятий отрасли сейчас несут убытки и находятся на грани банкротства", - говорит председатель НАА Павел Шапкин. Он объясняет это возросшей любовью россиян к менее крепким алкогольным напиткам - вину, пиву и слабоалкогольным коктейлям.

        Тем не менее, по мнению Шапкина, "Топаз" справится со сбытом возросшего объема своей продукции. "В отрасли уже определилась двадцатка лидеров - крупных предприятий со своими раскрученными брэндами. И они-то как раз наращивают производство, отбирая рынок у более мелких заводов. "Топаз" входит в эту двадцатку, и, я думаю, они знают, что делают, расширяя производство", - полагает Шапкин.

        Сходного мнения придерживаются и конкуренты "Топаза". "Последние 2 - 3 года объемы производства водки в России достаточно стабильны - официально около 140 млн дал в год. Но наблюдается тенденция к укрупнению рынка: лидеры рынка наращивают свою долю за счет отъема доли у мелких игроков. "Топаз" - в десятке лидеров, и при нормальном маркетинге ему не составит труда отнять несколько миллионов дал", - говорит маркетолог крупного петербургского ликероводочного завода, пожелавший остаться неназванным.

        "Топаз" уже начал рекламную кампанию своего брэнда, активно продвигая слабоалкогольный коктейль "Голубой топаз", чтобы не вступать в противоречия с Министерством по антимонопольной политике (министерство активно борется с любыми нарушениями законодательства, серьезно ограничивающего рекламу крепкого алкоголя). Рекламная кампания под лозунгом "По маленькой! " стартовала первого октября. В Москве стикеры с рекламой "Голубого топаза" размещены в метро и на такси. В региональной прессе проходит конкурс анекдотов под тем же лозунгом. Читателям предлагается позвонить по бесплатной телефонной линии и рассказать анекдот.

        Кроме того, завод в последние полгода усовершенствовал систему дистрибьюции, создав свои представительства во всех федеральных округах. "В каждом федеральном округе у нас есть свое региональное представительство, работающее непосредственно с региональными дистрибьюторами. Причем это не единственный менеджер, работающий в домашних условиях, а полноценный офис, выполняющий весь спектр представительских функций и способный контролировать весь документооборот, что значительно облегчает работу с нами нашим партнерам по всей России", - говорит Золотов.



Источник: Ведомости