02.12.2003

"Сотни миллионов долларов" . Потеряет Россия при расширении ЕС



Анна Николаева
Игорь Федюкин.

         Минэкономразвития впервые оценило возможные потери российских экспортеров от расширения ЕС. По данным министра Германа Грефа, присоединение к Европе 10 новых членов обойдется российским компаниями в "несколько сотен миллионов долларов". По мнению экспертов, эти прогнозы преждевременны. Зато цифры потенциального ущерба российская делегация сможет использовать в качестве дополнительного аргумента на переговорах.

        Вчера министр экономического развития Герман Греф, выступавший на "круглом столе" предпринимателей России и ЕС, заявил, что в результате расширения Евросоюза российские компании могут потерять "сотни миллионов долларов". Хотя Россия и ЕС постоянно декларируют открытость и либерализацию торговли, посетовал Греф, "по факту, если есть возможность ввести ограничение в отношении импорта продукции, мы [каждая из сторон] это, к сожалению, делаем", цитирует слова министра агентство "Интерфакс".

        В мае 2004 г. в ЕС вступят 10 новых членов - Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Мальта и Кипр. При присоединении к Евросоюзу эти страны должны будут повысить ставки таможенных тарифов до общеевропейского уровня и ввести против России применяемые в ЕС ограничения на импорт. При этом, по оценке ЕБРР, уже сейчас средние ставки европейских тарифов на продукцию из стран СНГ - одни из самых высоких в мире. Для России они составляют 7,1%. Сейчас между странами СНГ и будущими членами ЕС в некоторых случаях вообще нет торговых барьеров. В результате расширения Европы, например, 15 - 20% -ными пошлинами будет обложен экспорт продукции Украины в страны Прибалтики.

        Правда, и российским, и зарубежным экспертам остается лишь гадать, каким образом Греф пришел к оценкам возможных потерь России. Сергей Пухов из Центра развития говорит, что расчетов, позволяющих точно прогнозировать изменение внешнеторгового оборота России после расширения ЕС, нет. "В основном такие прогнозы носят качественный, а не количественный характер", - отмечает эксперт. "Данных по возможным количественным показателям ущерба у нас нет, поскольку речь идет о множестве разных секторов", - вторит ему Оливье Прост, партнер юридической фирмы Gide Loyrette Nouel, консультирующей ряд стран - членов и кандидатов на вступление в ВТО. При этом Прост считает, что некоторые наиболее важные для России статьи экспорта действительно пострадают из-за повышения тарифов новыми членами ЕС и распространения на эти страны государственных субсидий. По оценкам экспертов ЕБРР, расширение ЕС может усилить "маргинализацию" некоторых стран СНГ, которые "останутся на задворках мировой экономики с очень ограниченным притоком прямых иностранных инвестиций и ограниченными возможностями для легальной миграции" граждан. В ежегодном докладе банка о состоянии экономик Восточной Европы и бывшего СССР эксперты прогнозируют снижение экономического роста СНГ в 2004 г. до 5% (в 2003 г. - 6,2% ).

        Однако даже теоретические суммы потерь могут быть использованы в качестве аргумента на переговорах. По словам гендиректора Центра торговой политики и права Анатолия Мартынова, сейчас европейцы трактуют Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС 1994 г. таким образом, что если ЕС расширяется, то на новые страны автоматически распространяется и действие СПС, в том числе все таможенно-тарифные ограничения. Мартынов убежден, что такая трактовка некорректна, ведь в 1994 г. Россия подписывала соглашение только с 12 странами - участницами ЕС. "В обменном письме, подписанном одновременно с соглашением, говорилось о том, что если будет происходить расширение, то стороны должны проводить консультации", - напоминает эксперт.

        Активные консультации по поводу будущих правил торговли России с новыми членами ЕС ведутся с сентября. В частности, на следующей неделе российские переговорщики попытаются убедить Еврокомиссию расширить квоту в 1,2 млн т на поставки российского проката. Руководитель группы торговой политики "Северстали" Михаил Смирнов напоминает, что в 2000 - 2002 гг. российские компании, по их собственным данным, поставляли в страны - кандидаты на вступление в ЕС по 500 000 т проката ежегодно. Россия претендует на включение в общеевропейскую квоту и размера этих поставок. Однако, сетует Смирнов, Еврокомиссия пытается оперировать заниженными цифрами из статистики самих присоединяющихся к Европе стран, несмотря на "гигантскую погрешность" их систем учета.



Источник: Ведомости