02.12.2003

"Четверка" делится пополам



Александр Беккер
Алексей Никольский
Борис Грозовский
Олег Гавриш

         В российском правительстве нет согласия по поводу перспектив Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Одни чиновники утверждают, что "четверка" скоро неизбежно сократится до "двойки" и единое пространство будут строить только Россия с Казахстаном. Другие считают, что все идет по плану, а на быстрое продвижение никто и не рассчитывал.

        В прошедшую субботу в Киеве заседала Группа высокого уровня (ГВУ) , возглавляемая вице-премьерами "четверки". Она создана по поручению президентов для подготовки к реализации соглашения о ЕЭП. Само соглашение и концепция создания ЕЭП были подписаны 19 сентября в Ялте Владимиром Путиным, Леонидом Кучмой, Нурсултаном Назарбаевым и Александром Лукашенко. В основу ЕЭП положен принцип свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Третий документ - комплекс мер, включающий 168 пунктов, был подготовлен к субботней встрече в Киеве. По описанию одного из российских участников переговоров, этот документ включает несколько направлений, разбитых на три этапа. Первый предполагает гармонизацию законодательства стран, второй - отмену ограничений в торговле, третий - применение единых правил на всей территории "четверки", как это реализовано в ЕС.

        Хотя Россия, Казахстан и Белоруссия ранее официально одобряли такой подход, его пришлось изменить прямо в начале заседания группы. По словам российского представителя, Украина потребовала выстроить все мероприятия таким образом, чтобы на первом этапе была реализована зона свободной торговли. Это означает отмену, в первую очередь, всех ограничений на пути украинских товаров, главным образом при экспорте в Россию, отмену экспортных пошлин при поставке российских энергоносителей и уплату НДС по принципу страны назначения. "Дабы снять разногласия, "тройка" пошла [Украине] навстречу", - говорит чиновник.

        Российский вице-премьер Виктор Христенко заявил, что удалось согласовать примерно треть из 168 мер. Источник в казахской делегации, на которого ссылаются украинские средства массовой информации, заявил, что разногласия сохраняются по 50 мероприятиям, в том числе по вопросам таможенно-тарифного регулирования и естественных монополий. Источник в окружении Христенко возражает: "Это не разногласия, мы просто не успели пройти по двум третям из перечня мер". По его словам, это будет сделано на заседании группы в Москве 18 - 19 декабря.

        Источник в российской делегации говорит, что переговоры в Киеве застопорились на вопросе унификации субсидирования промышленности и господдержки экспорта. Без решения этого вопроса невозможно окончательно согласовать отмену таможенно-тарифных ограничений. Тормозом в вопросах субсидирования выступает политика властей Украины и Белоруссии, которые активно поддерживают, в том числе из бюджета, своих производителей.

        Такое положение приводит ряд российских чиновников к неутешительному выводу. "Две из четырех [стран - участников ЕЭП] не очень готовы интегрироваться: Украина тянется в ЕС, а с Белоруссией у нас экономическая политика [идет] в разные стороны. Значит, мы будем интегрироваться вдвоем [с Казахстаном], - говорит источник в Минэкономразвития. - У нас с Казахстаном близкие подходы к проведению экономических реформ, что станет залогом к успеху двусторонней интеграции". Председатель Нацбанка Казахстана Григорий Марченко говорит, что взаимоотношения России с Белоруссией и Украиной он комментировать не будет, но "работа в рамках ЕЭП по интеграции идет по графику". А министр иностранных дел Украины Константин Грищенко считает, что если Россия не станет ждать Украину и сосредоточит усилия на интеграции с Казахстаном, то это "будет логично", поскольку Украина в конечном счете планирует интегрироваться с ЕС.

        Тем не менее один из экспертов российской делегации предлагает не делать из разногласий трагедии: "Разноуровневая и разноскоростная интеграция - один из главных принципов ЕЭП. Страны будут присоединяться к соглашениям по мере готовности".

        По мнению Владимира Ильичева из Центра торговой политики и права, двусторонняя интеграция с Казахстаном наиболее реалистична. Интеграция с Белоруссией затруднена из-за нерыночного характера экономики этой страны. Что же касается Украины, то, по словам Ильичева, в России существует сильная оппозиция созданию зоны свободной торговли с этой страной, особенно среди металлургов и пищевиков. Нестабильная политическая ситуация на Украине и надежды украинского правительства на интеграцию с ЕС также препятствуют соглашению с Россией.



Источник: Ведомости