02.12.2003

ФКЦБ обнаружила приписки . В рекламе паевого фонда "Российская электроэнергетика"



Николай Мазурин

         ФКЦБ нашла повод запретить неоднозначную рекламу одного из паевых инвестиционных фондов, напоминавшую о его высокой доходности в первой половине года - более 60% годовых. Для этого комиссии пришлось стряхнуть пыль со своего подзабытого постановления от 1996 г. Участники рынка довольны: они считают определение доходности самым щепетильным вопросом и стараются избегать его в рекламе.

        УК "Креативные инвестиционные технологии" зарегистрирована 11 марта 2002 г. , она аффилирована с питерским "Вэб-инвест Банком". По данным компании, под ее управлением находятся шесть ПИФов с совокупными чистыми активами 153 млн руб. на 28 ноября, а также активы ряда НПФ и других юрлиц.

        Управляющая компания "Креативные инвестиционные технологии" (КИТ) активно рекламирует открытый ПИФ смешанных инвестиций "Российская электроэнергетика" (чистые активы - 20,7 млн руб. ). Паевым фондам категорически запрещено обещать клиентам какую-то доходность, но напоминать о прошлых достижениях они могут. Этим и воспользовалась КИТ. Реклама по телевидению, радио и в печатных СМИ регулярно напоминает, сколько можно было заработать, купив паи "Российской электроэнергетики". Цифры впечатляющие: 67,8% годовых - именно столько в пересчете на год принесли пайщикам вложения в этот фонд с 1 февраля по 1 октября 2003 г.

        Этот ПИФ был сформирован 24 января 2003 г. По временному положению ФКЦБ от 27 июня 1996 г. в первый год после формирования фонда управляющие должны рассчитывать доходность инвестиций с квартала, начинающегося после окончания формирования фонда. В случае с "Российской электроэнергетикой" это 1 апреля. "Увеличение периода расчета прироста стоимости пая за счет февраля и марта 2003 г. [. .. ] повысили показатели доходности пая фонда более чем на 20%. [. .. ] Таким образом, опубликованные управляющей компанией данные не отражают реальной ситуации и вводят в заблуждение инвесторов", - сказано в официальном сообщении ФКЦБ.

        По словам члена ФКЦБ Сергея Харламова, комиссия направила КИТ предписание прекратить размещение рекламы с указанием доходности за "неправильный" период. Кроме того, от управляющей компании в комиссии ждут разъяснений. "Получив их, мы решим, как действовать дальше. За грубые и неоднократные нарушения компания может лишиться лицензии", - говорит Харламов. Первый флажок по КИТ уже выставлен, предупреждает он.

        В КИТ уверены, что в заблуждение никого не вводили, но обещают исполнить предписание ФКЦБ. "Приведенные данные соответствуют действительности, цифры легко проверить на калькуляторе. Мы не обманываем инвесторов", - говорит гендиректор компании Владимир Кириллов. По его словам, КИТ не выбирала сознательно период, чтобы показать максимальную доходность. "Раньше в рекламе было указано 60% годовых, и инвесторы обращались к нам за разъяснениями; получив в конце III квартала официальные данные, мы точно указали доходность", - объясняет он. По словам Кириллова, больше рекламы с доходностью 67,8% не будет. Рекламные контракты компании все равно заканчиваются, подчеркивает он, обещая впредь быть аккуратнее.

        Конкуренты КИТ связывают маленькие хитрости питерских управляющих с болезнью роста. "Я не сомневаюсь, что КИТ не подтасовывала данные, но чистая математика в нашем деле не всегда корректна: можно взять две произвольные даты и получить лучшую на рынке доходность", - говорит исполнительный директор "Альфа Капитала" Александр Пчелинцев. Правила расчета доходности одинаковы для всех управляющих, подчеркивает он, и публичная реклама должна быть корректной. "Агрессивное поведение - беда всех новых компаний. Такая реклама может принести вред, отпугнув потенциальных клиентов", - считает руководитель юридической службы УК "НИКойл" Наталья Плугарь. По ее мнению, действия ФКЦБ пойдут рынку на пользу. "Определение доходности - самый щепетильный вопрос", - говорит Плугарь.

        Она надеется, что эта история заставит задуматься других агрессивных управляющих. Летом "Тройке Диалог " по предписанию комиссии пришлось снять со своего сайта рекламу, призывающую население доверить ей свои пенсионные накопления до подведения итогов конкурса на право участвовать в пенсионной реформе. КИТ может стать не единственной жертвой привлекательной рекламы. По словам Харламова, сейчас ФКЦБ проверяет рекламу еще ряда управляющих компаний, назвать которые он отказался.



Источник: Ведомости