03.12.2003

ЦБ запасется золотом . Чтобы восстановить баланс резервов, ему понадобится до $3 млрд



Василий Кудинов
Илья Хренников
Елена Мязина
.
         Центробанк, вот уже два года почти не покупавший золота, возможно, вернется на рынок. За это время скупка нефтедолларов привела к тому, что доля валютных активов в золотовалютных резервах страны резко выросла, а доля золота, наоборот, упала вдвое. Чтобы восстановить баланс, ЦБ придется купить золота на $3 млрд.

        За последние два года структура золотовалютных резервов заметно изменилась. Причем не только за счет увеличения доли модного сейчас евро, но и за счет сокращения веса золота. Два года назад он составлял 11,2%. Однако с тех пор ЦБ только и делал, что скупал излишки нефтедолларов: за два года резервы увеличились почти на $30 млрд - исключительно за счет валютной составляющей. А вот золота за это время ЦБ не покупал. И на 1 ноября доля золота составила 5,7%.

        В будущем году ЦБ продолжит скупать валюту (см. врезку). Между тем инвестиционная декларация, в соответствии с которой размещаются резервы, предусматривает долю золота на уровне 10%.

        Поэтому Центробанку придется купить золото в резервы. Об этом вчера заявил агентству "Прайм-ТАСС" первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. Он, однако, не назвал ни объем золота, который планируется приобрести, ни каким образом это будет сделано.

        Вьюгин признает, что увеличить долю золота в резервах будет непросто. Покупать золото на международном рынке ЦБ сейчас не будет - больно высоки цены. Сейчас они находятся на семилетнем максимуме - более $400 за тройскую унцию. В такой ситуации "покупка золота возможна у российских банков", говорит Вьюгин, оговариваясь, что большие закупки означают рублевую эмиссию. "Будет удобный случай, мы постепенно увеличим запасы золота", - резюмирует он.

        Экспертов такие рассуждения удивили. Если исходить из прогнозируемой Вьюгиным величины резервов, чтобы доля золота в них достигла 10% , ЦБ придется скупить его примерно на $3 млрд. Это больше, чем годовой объем добычи золота в России (менее $2 млрд) , напоминает зампред правления НОМОС-банка Андрей Широков, к тому же часть этого объема приходится на мелких игроков, так что придется договориться со многими.

        А удастся не со всеми. Председатель совета директоров компании "Полюс" Валерий Рудаков говорит, что у его компании договоры поставки золота прописаны на многие месяцы вперед.

        Поэтому достичь поставленной цели, не выходя на мировой рынок, ЦБ не сможет, считает Широков. Тем более что, по словам участников рынка, котировки золота в России и на Западе почти не отличаются. Директор казначейства банка "Авангард" Константин Зырянов оценивает разницу "в расходы по его вывозу". А по дешевке они продавать не собираются: "Купить дешевле рынка ЦБ не удастся, а долгосрочные контракты несут риск изменения цены и вряд ли интересны для ЦБ", - считает Сергей Алексашенко, замгендиректора ХК "Интеррос", бывший первый зампред ЦБ. Андрей Черепанов, председатель совета ММВА добавляет, что купив золото за рубежом, ЦБ сможет разместить его там же на депозитах и получать доход.

        Дневной оборот мирового рынка золота составляет около $3 млрд, говорит Широков, так что планы ЦБ не повлияют на цены.

        Саму идею увеличить долю золота в резервах большинство экспертов одобряет. Рудаков напоминает рекомендацию World Gold Сounsil центробанкам держать в золоте 15% своих резервов. Но, по его мнению, ЦБ опоздал: "Скупать золото надо было год назад, пока цены на него не пошли вверх". Аналитик Объединенной финансовой группы Владислав Орешкин считает, что Россия, добывающая и экспортирующая золото, в условиях нестабильности мировых валютных рынков может увеличить долю золота. А вот Алексашенко и вице-президент "Ренессанс Капитала" Алексей Моисеев напоминают о главном недостатке золота - низкой ликвидности.

        РОСТ ПРОДОЛЖИТСЯ: К концу года золотовалютные резервы достигнут $67 млрд и продолжат расти, говорит Вьюгин. Он ожидает, что их прирост по итогам 2004 г. составит $2 - 10 млрд в зависимости от цен на нефть. По мнению экспертов, этот прогноз слишком скромен. Орешкин полагает, что к концу декабря резервы достигнут $68,3 млрд, а еще через год - $80 млрд. Еще более оптимистичен Моисеев: к началу следующего года - $70 млрд, а к концу - $87 млрд.



Источник: Ведомости