03.12.2003

British Airways грозит судом.



Николай Буланов
.
         British Airways грозит правительству судом в случае, если право на строительство новой взлетно-посадочной полосы будет отдано лондонскому аэропорту Стэнстед. Авиакомпания утверждает, что без еще одной ВПП в Хитроу она не сможет увеличить объем перевозок. А финансирование строительства полосы в Стэнстеде возможно только за счет повышения тарифа для клиентов Хитроу.

        Британские власти уже давно размышляют, в каком лондонском аэропорту построить дополнительную ВПП. Сейчас аэропорты страны принимают 117 млн пассажиров в год. По различным оценкам, к 2030 г. их количество возрастет до 300 млн. Чтобы справиться с такой нагрузкой, необходимо построить в одном из лондонских аэропортов - Хитроу, Гатвик или Стэнстед - новую ВПП. Власти уже пообещали совету графства Западный Сассекс, где расположен Гатвик, не расширять его до 2019 г. Таким образом, единственным конкурентом Хитроу остается Стэнстед. Решение о том, где строить ВПП, правительство примет до конца декабря.

        Но на прошлой неделе ряд английских газет сообщили, что министр транспорта Великобритании Алистэйр Дарлинг, скорее всего, запретит строительство новой ВПП в Хитроу и отдаст это право аэропорту Стэнстед. В ответ British Airways заявила, что, если такое решение будет принято, компания может обратиться в суд. Основным доводом властей против Хитроу является состояние экологии. Чиновники сомневаются, что при строительстве ВПП качество воздуха в Хитроу к концу десятилетия будет соответствовать стандартам, принятым Евросоюзом. Представители оператора всех трех аэропортов, компании BAA, говорят, что в состоянии удержать выбросы в Хитроу в пределах нормы.

        А в British Airways утверждают, что BAA не сможет финансировать строительство ВПП в Стэнстеде, не увеличивая при этом плату за пользование взлетно-посадочными слотами Хитроу. Таким образом, новый проект будет реализован за счет перекрестного субсидирования клиентов Стэнстеда. Среди них немало конкурентов British Airways, например авиаперевозчики-дискаунтеры EasyJet и Ryanair. Директор Britsh Airways по связям с правительством и индустрией Эндрю Кан утверждает, что, "если третью ВПП получит не Хитроу", это будет для компании похуже дискаунтеров, так как не позволит ей развиваться.

        Представители BAA солидарны с British Airways. "Строить полосу в Стэнстеде дороже, чем в Хитроу", - говорит представитель компании Кэролайн Корфилд. Того же мнения придерживается и большинство конкурентов авиакомпании. Глава Virgin Airlines Ричард Брэнсон заявил в интервью газете Daily Mail, что его компания "выступает против строительства ВПП в Стэнстеде".

        А представители европейской железнодорожной компании Eurostar и вовсе против строительства новой ВПП. В компании указывают на то, что в 2007 г. , когда завершится строительство последней скоростной железнодорожной ветки под Ла-Маншем, пассажиры предпочтут путешествовать в Великобританию и на материк не по воздуху, а поездом. В результате многие короткие рейсы будут отменены, и проблема перегруженности британских аэропортов разрешится сама собой.

        Аналитик Commerzbank Доминик Эдридж указывает, что Хитроу - основной аэропорт British Airways. Если он не сможет расширяться, у компании будет меньше возможностей увеличивать объемы перевозок. (Использованы материалы FT, 1. 12. 2003, DJ, 2. 12. 2003. )



Источник: Ведомости