03.12.2003

Самые дорогие деньги . Почему российские компании не выводят свои акции на биржи



Севастьян Козицын
.
         Присвоение России инвестиционного рейтинга возродило разговоры о том, что наши компании начнут выводить свои акции на биржи. Надежда на это вроде есть: нашему узкому фондовому рынку новые бумаги нужны как воздух, а руководители многих предприятий публично рассуждают о возможном IPO - первичном размещении своих акций. Но даже снижение налога на эмиссию вряд ли переведет вопрос из теоретической плоскости в практическую. У компаний есть более дешевые источники средств, чем IPO.

        Российский фондовый рынок образовался в результате приватизации начала 90-х гг. Тогда некоторые из ставших частными компаний решили вывести свои акции на биржи. С тех пор "новых" бумаг на российском рынке фактически не появилось. Если в мире каждый год первичные размещения акций (Initial Public Offering, IPO) проводят десятки компаний (см. врезку) , то за все время лишь четыре российские компании провели IPO. Три из них сделали это в Америке.

        При этом многочисленные семинары, где иностранные инвестбанкиры и биржевики рассказывают, как проводить IPO, посещают менеджеры торговых домов ( "Седьмой континент", "Перекресток", "Копейка", "Пятерочка") , пищевых компаний (холдинг "Разгуляй", комбинат "Черкизовский") , ресторанной сети "Ростикс", парфюмерного концерна "Калина", сотового оператора "МегаФон" и др. Посещают такие встречи и представители всех недавно созданных межрегиональных телекоммуникационных компаний: "Уралсвязьинформ", "Северо-Западный Телеком", "ЦентрТелеком" и др. Вопросами IPO интересуются и крупные предприятия: "Евразхолдинг", "СУАЛ", "АЛРОСА".

        Но о конкретных планах и сроках из них готовы говорить единицы, большинство же потенциальных эмитентов пока лишь "рассматривают возможность IPO".

        Терпеливые инвесторы.

        Но инвесторы не теряют надежды дождаться новых бумаг. "На фондовом рынке чувствуется голод на новые истории", - говорит руководитель аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов. Аналитики "Тройки Диалог" прогнозируют, что в ближайшие три года объем рынка акций увеличится примерно на $14,3 млрд в том числе за счет первичных размещений. Среди потенциальных эмитентов в "Тройке" называют металлургические предприятия, компании потребительского сектора и банки.

        Но российские металлурги не обещают инвесторам скоро выйти на рынок. "Евразхолдинг" в ближайшее время не собирается проводить IPO, говорит начальник управления по работе со СМИ "Евразхолдинга" Александр Карлашов. Директор департамента корпоративных отношений "СУАЛ-Холдинга" Алексей Прохоров говорит, что группа "СУАЛ" намерена выйти на международные рынки капитала, но конкретная дата выхода будет определена позднее. При этом "СУАЛ" ориентируется не только на рынок акций - компания не исключает и выпуск долговых бумаг.

        Из крупных компаний четко о планах IPO заявила лишь корпорация "Иркут". По словам старшего вице-президента "Иркута" Сергея Цивилева, в феврале-марте 2004 г. планируется продать 20% акций на биржах ММВБ и РТС, организатором размещения выступит МДМ-банк. Привлеченные средства "Иркут" планирует использовать для приобретения ОКБ им. Яковлева, разработку и организацию производства авиатехники.

        Акции массового потребления.

        Богданов из Альфа-банка считает, что рынок лучше всего воспримет акции компаний потребительского рынка: "Многим инвесторам, особенно мелким, понятен бизнес производителей товаров массового потребления и услуг. Эти рынки и компании легче анализировать".

        Представители крупных торговых сетей в принципе соглашаются с необходимостью проводить IPO, но о сроках не говорят. Гендиректор "Седьмого континента" Галина Ильяшенко предполагает, что компания может вывести на биржу 10 - 15% акций, оговариваясь, что IPO для компании может быть интересно не раньше 2005 г. Тогда можно будет говорить и о конкретном месте его проведения. Председатель совета директоров ТД "Перекресток" Лев Хасис говорит, что компания собирается провести IPO после достижения определенного оборота, не уточняя ни его объемы, ни размера пакета, который может быть выставлен на продажу.

        Планы остальных еще более расплывчаты. Антон Альминдеров, менеджер по связям с общественностью крупнейшей российской компьютерной компании - IBS, сегодня может сказать лишь, что компания рассматривает целесообразность проведения IPO. Между тем еще два года назад руководство IBS регулярно озвучивало планы IPO. Verysell, крупный поставщик программного обеспечения и компьютерного оборудования, по словам руководителя PR-службы Дениса Гудыма, собирается провести IPO в 2004 - 2005 гг. "либо в США на NASDAQ, либо в Западной Европе".

        Эмитенты не готовы.

        Аналитики называют разные причины нежелания выводить акции на биржу. Прежде всего многие потенциальные эмитенты пока не сделали структуру своего бизнеса прозрачной. "Инвесторы должны понимать, что они покупают, - говорит руководитель аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Но далеко не все российские компании, чьи бумаги могут заинтересовать рынок, оформили свою корпоративную структуру". Он имеет в виду переход компаний группы на единую акцию, подготовку отчетности по международным стандартам, раскрытие структуры собственности. Это подтверждают эмитенты. Президент нефтехимического холдинга "Амтел" Судхир Гупта в интервью "Ведомостям" отмечал, что компания будет готова к IPO в середине 2005 г. - к тому времени завершится реструктуризация бизнеса.

        Дорогое удовольствие.

        Кроме того, IPO - весьма затратное мероприятие, и не все потенциальные эмитенты могут позволить себе эти расходы. Менеджер отдела корпоративных финансов PricewaterhouseCoopers Кевин Макдоналд оценивает затраты на подготовку IPO от $300 000 до нескольких миллионов долларов. А после этого компании придется тратить на поддержание рынка своих бумаг десятки или даже сотни тысяч долларов. "Для небольших компаний отдача от размещения не оправдывает затрат ни времени, ни денег", - резюмирует он.

        Аналитики считают проведение IPO целесообразным лишь тогда, когда нет других возможностей привлекать ресурсы. Тремасов из Банка Москвы считает ярким примером РБК: "Размер компании не позволял ей привлекать крупные займы, а деньги для развития были нужны". Пока компании могут удовлетворить свои потребности за счет собственных источников, они не будут проводить публичное размещение, уверен Богданов из Альфа-банка. С ним согласен управляющий директор "Тройки Диалог" Ричард Огдон: "Многие российские компании могут исправно обслуживать свои долги. Пока они могут получать недорогие кредиты, им незачем продавать акции".

        Но и возможности получить заемные средства российские компании используют не в полной мере. Их отношение к собственным, которое в среднем составляет примерно 1:1, у российских фирм едва достигает 1:4, отмечает руководитель аналитического отдела "Совлинка" Майкл Бобошко. По его мнению, IPO для них возможно лишь после достижения паритета собственных и заемных средств.

        Представители эмитентов подтверждают выводы аналитиков. Максим Горохов, гендиректор "Телекоминвеста", основного акционера "МегаФона", считает IPO более дорогим способом привлечения средств по сравнению с кредитами. "Деньги акционеров - самые дорогие для компании", - говорит он, приводя в пример пищевой гигант Mars, по его словам, "великолепный образец частной компании", которая оценивается в десятки миллиардов долларов.

        Снижение налога не поможет.

        С нового года IPO удешевится - Дума приняла закон о снижении налога на эмиссию ценных бумаг с 0,8% до 0,2% от ее объема, но не более 100 000 руб. Это приведет к увеличению IPO на российском рынке, надеется член ФКЦБ Дмитрий Глазунов.

        Но эксперты более осторожны. "IPO сдерживается не столько налогом на эмиссию, сколько другими факторами - прежде всего информационной открытостью компаний и уровнем корпоративной культуры", - уверяет вице-президент Гута-банка Алексей Гомин. "[Кроме налога] есть целый ряд других сдерживающих факторов, - признает Глазунов, - но мы наблюдаем повышение интереса эмитентов к этому способу привлечения капитала". Он уверен, что, несмотря на все трудности, российские компании в ближайшие годы все же начнут проводить IPO. "Прецедент создан, - отмечает он. - Выход на рынок РБК показал, что даже небольшим компаниям под силу привлекать крупные средства".

        ТАКИЕ РАЗНЫЕ IPO: Первой российской компанией, осуществившей IPO, стал оператор сотовой связи "ВымпелКом". В 1996 г. он продал около 30% своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) за $115 млн. Четыре года спустя примеру главного конкурента последовала "Мобильные ТелеСистемы". В июле 2000 г. они провели первичное размещение ADS на NYSE, выручив за 15,4% акций $305 млн. Третьим стал холдинг "Вимм-Билль-Данн - Продукты питания". В феврале 2002 г. ВБД привлек на NYSE $207 млн, продав ADS на 25% + 1 акция.

        На российском рынке пока состоялось лишь одно IPO. "РБК Информационные системы" в прошлом году разместили на ММВБ и РТС 16% своих акций за $13,3 млн. Публичное размещение планировал и холдинг "Аптечная сеть 36,6". Но из-за плохой конъюнктуры рынка IPO было заменено на частное размещение (private placement) : в начале года 20% акций были проданы на ММВБ за $14,4 млн.

        Иное дело на Западе. На подъеме американского фондового рынка - к примеру, в 2000 г. - по данным Bloomberg, IPO провели более 50 компаний. В прошлом году, самом тяжелом для рынка первичных размещений, в США, по данным аналитической фирмы Dealogic, 35 компаний собрали с инвесторов $12,4 млрд, а в Европе 66 эмитентов выручили за свои акции $6,9 млрд. По данным Bloomberg, в январе - июне этого года объем мировых IPO составил $6,3 млрд.



Источник: Ведомости