04.12.2003

Убытков больше не будет . Железные дороги впредь обещают показывать прибыль



Илья Хренников

         Министерство путей сообщения решило больше не пугать правительство гигантскими убытками. Согласно отчетности МПС по МСФО за 2002 г. железнодорожники получили чистую прибыль в размере 2,7 млрд руб. по сравнению с чистым убытком в 56,3 млрд руб. годом ранее. В компании "Российские железные дороги", которой перешли хозяйственные функции МПС, обещают, что прибыль монополии будет не меньше 1% от оборота.

        До сих пор чиновники не оглашали данных о консолидированных финансовых показателях МПС за 2002 г. В распоряжении "Ведомостей" оказался отчет компании Enrst & Young о результатах сводного аудита по МСФО организаций федерального железнодорожного транспорта за 2002 г.

        Как гласит отчет Enrst & Young, консолидированная выручка МПС в 2002 г. составила 509,6 млрд руб. , в том числе доходы от грузовых перевозок - 400,3 млрд руб. , от пассажирских - 50 млрд руб. и прочие доходы - 59,2 млрд руб. По сравнению с 2001 г. доходы выросли на 14% , в то время как операционные расходы МПС увеличились на 12% - до 497,4 млрд руб. Чистая прибыль МПС за прошлый год составила 2,7 млрд руб.

        В прошлом году работа аудиторов принесла шокирующий результат. Проверка зафиксировала гигантскую цифру чистых убытков МПС по итогам 2001 г. - 56,3 млрд руб. В 2000 г. чистая прибыль министерства по МСФО составила 1,8 млрд руб. Данные за 2001 г. , подготовленные в соответствии с российскими стандартами, показали у министерства прибыль в 9,6 млрд руб. Но зафиксированные в прошлом году убытки оказались виртуальными. 34,5 млрд руб. аудиторы зарезервировали под выплаты по "отложенному налогу на прибыль". Бумажный резерв был сформирован из-за разницы балансовой и рыночной стоимости активов монополиста. Заодно в убытки была отнесена и реструктурированная задолженность МПС перед федеральным бюджетом на сумму 28 млрд руб. По правилам аудита все должно было быть наоборот - реструктурированная задолженность должна относиться в прибыль.

        "Фактически по итогам 2002 г. МПС вышло на точку нулевой рентабельности, - говорит источник в Минэкономразвития, - 2,7 млрд руб. чистой прибыли - это вполне объективная цифра". Впрочем, чиновник отмечает, что по РСБУ за прошлый год МПС опять "нарисовало" 49 млрд руб. убытка. А в отчете Ernst & Young говорится, что столько составил "чистый убыток по основной деятельности железных дорог", рассчитанный по российским стандартам бухучета. Правда, львиная доля этих денег вновь оказалась виртуальной. В частности, 29 млрд руб. приходится на "выбытие основных средств" (из которых 19 млрд руб. - безвозмездная передача объектов соцкультбыта на баланс муниципалитетов) и 11 млрд руб. - на "расходы по штрафным санкциям в бюджет и внебюджетные фонды". Аудиторы пишут, что выплаты по штрафам происходили в предыдущие периоды, но отражены в отчетности "предприятий только в 2002 г. ".

        Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев не удивлен внушительной суммой убытков по РСБУ, зафиксированных МПС. Он считает их естественными, так как в прошлом году министерство "чистило" балансы своих предприятий в преддверии их передачи в РЖД. Гораздо больше его беспокоит низкий объем капвложений МПС. Как гласит отчет, инвестпрограмма министерства была профинансирована на 81 млрд руб. "Объем инвестиций МПС оказался меньше начисленной амортизации, т. е. не было обеспечено не только расширенное, но даже простое воспроизводство фондов отрасли, - констатирует Николаев. - Будем надеяться, что РЖД справится с обновлением основных фондов".

        А чиновники надеются, что РЖД будет и дальше наращивать прибыль. "Акционерное общество должно быть прибыльным", - говорит источник в Минэкономразвития. "В бюджете РЖД на 2004 г. запланировано 8 млрд руб. чистой прибыли. В дальнейшем мы будем делать все, чтобы наращивать прибыль компании, естественно, в рамках тех тарифов и той инвестпрограммы, которые утверждает нам правительство, - говорит начальник департамента по связям с общественностью РЖД Константин Пашков. - Размер дивидендов тоже определит государство, как наш акционер". А чиновник Минэкономразвития говорит, что прибыль монополии можно увеличивать за счет "сокращения расходов и продажи непрофильных активов". Впрочем, чиновник оговаривается, что приоритетом РЖД будет все-таки не максимизация прибыли, а обслуживание экономики страны.



Источник: Ведомости