04.12.2003

Медиамагнит. Сильвио Берлускони тянет все итальянские СМИ на себя



Вчера сенат Италии принял новый закон, реформирующий рынок средств массовой информации. Он наконец-то сможет превратить нынешнего премьера-олигарха Сильвио Берлускони в полновластного монополиста на рынке итальянских СМИ, так как позволит контролирующему около 90% телеэфира главе правительства сохранить свою медиаимперию и подмять под себя еще и печатную прессу. Оппозиция организует демонстрации и умоляет президента Чампи наложить вето на скандальный закон.
       
Пресса ради власти
       Своей фантастической политической карьерой нынешний премьер Сильвио Берлускони обязан своему медиабизнесу. Когда в начале 90-х предприниматель с весьма подмоченной репутацией создал свою политическую партию, в качестве названия использовав лозунг болельщиков футбольного клуба Milan "Вперед, Италия!", мало кто предполагал, что он так прочно и надолго закрепится на политическом олимпе. Однако подконтрольные ему СМИ совершили чудо, популяризируя его образ и спасая его репутацию от многочисленных обвинений.
       Став премьером, господин Берлускони упрочил свое положение хозяина всех итальянских СМИ. Ему принадлежит компания Mediaset, владеющая тремя телеканалами: Italia 1, Rete 4 и Canale 5. Его холдинг Fininvest контролирует рекламную компанию Publitalia, телекоммуникационную фирму Albacom, издательство Mondadori, покрывающее 30% книжного рынка страны и владеющее 50 журналами. Fininvest обладает около 9% акций крупнейшей газеты Corriere Della Serra, а родной брат премьера Паоло владеет газетой Il Giornale. Наконец, пользуясь уже административными рычагами, премьер может контролировать государственную телерадиокомпанию RAI – следовательно, под его прямым или косвенным влиянием находится около 90% итальянского телеэфира.
       Такое положение дел вызывало постоянную критику оппозиции и приводило в ужас европейских правозащитников. "Репортеры без границ" объявили ситуацию с итальянскими СМИ "аномалией" и стали публиковать регулярные отчеты о нарушениях свободы слова в стране. Впрочем, Сильвио Берлускони привык относиться к любой критике с юмором и не обращал особого внимания на претензии оппозиционеров. Ситуация немного осложнилась, когда в дело вмешались юристы. Берлускони-медиамагнату потребовалась помощь Берлускони-политика. Теперь СМИ, которые выковали политический успех премьера, нуждались в его административной поддержке.
       Два самых щекотливых вопроса, угрожавших медиаимперии, затрагивали контроль господина Берлускони над основными телеканалами. Оппозиционеры усмотрели "конфликт интересов" в том, что от премьера зависит и государственное телевидение RAI, и три частных канала, входящих в структуру компании Mediaset. Этот вопрос долго муссировался парламентом, и в июле этого года обе палаты поочередно проголосовали за новый закон, в котором говорилось, что никакого "конфликта интересов" в нынешней ситуации нет. Законодатели обратили внимание на то, что премьер не занимает никаких постов в принадлежащей ему корпорации – ею управляет его семья,– поэтому формально ни к чему не придерешься. Парламент узаконил зависимость гостелевидения от медиамагната, а директор RAI Лючия Аннунциата пригрозила уйти в отставку.
       Вторая угроза телеканалам Сильвио Берлускони исходила от столь ненавидимых им судей. За многочисленные нарушения антитрестовского законодательства в 2002 году конституционный суд обязал премьера до 1 января 2004 года продать один из трех телеканалов (а именно Rete 4) либо преобразовать его из кабельного в спутниковый.
       Чтобы защитить свой бизнес, господин Берлускони использовал проверенный метод. Бороться с собственными проблемами, придумывая новые законы, для него не в новинку. Еще этим летом подконтрольный премьеру парламент принял закон, предоставляющий иммунитет от судебного преследования высшим должностным лицам страны. Сильвио Берлускони как раз в тот момент вызывали в суд в качестве обвиняемого, но новая законодательная инициатива сорвала процесс.
       
Власть ради прессы
       Сильвио Берлускони объявил, что закон о СМИ нуждается в переработке, сразу как только стал премьером. Однако суть поправок, разработанных его министром информации Маурицио Гаспарри, стала известна только год назад.
       Ключевым пунктом нового закона стало изменение антитрестовского законодательства. Отныне одному собственнику разрешается иметь сразу несколько телеканалов, а значит, Сильвио Берлускони незачем продавать Rete 4. Более того, начиная с 2009 года владельцам телеканалов будет разрешено приобретать радиостанции и печатные СМИ, что раньше запрещалось. Это открывает перед медиаимперией Берлускони новые горизонты. Аналитики предполагают, что первой мишенью станет влиятельная Corriere Della Serra. Премьер давно подбирается к ней: приобрел 9% акций и вынудил уйти в отставку неугодного главного редактора.
       Другой важный пункт закона – расширение объема разрешенной рекламы в СМИ. Например, если по действующему закону телереклама не должна превышать 20 минут в час, то новый закон отменяет это ограничение. Очевидно, что от расширения рекламного рынка прибыль получат те, кто его контролирует, то есть компании Сильвио Берлускони. Mediaset сейчас контролирует 65% рынка рекламы в Италии (еще 30% приходится на долю RAI). По признанию главы Mediaset Феделе Конфалоньери, новый закон увеличит прибыль корпорации как минимум на $896 млн в год.
       Одно из новшеств закона – создание на базе RAI многоканального цифрового телевидения. Впрочем, техническим подробностям в документе уделяется мало внимания, зато тщательно прописываются административные изменения в гостелерадиокомпании. Во-первых, планируется начать ее приватизацию. Приватизация, впрочем, будет странной: по закону ни один из акционеров не сможет приобрести более 1% акций. Кроме того, изменится структура управления компанией. Один из главных противников нового закона директор RAI Лючия Аннунциата не раз заявляла, что в случае одобрения этого закона парламентом она уйдет в отставку. Это ее пожелание тоже учтено авторами закона – даже если госпожа Аннунциата и передумает уходить, по закону уже в феврале будущего года должен быть сформирован новый совет директоров. В него войдут девять человек вместо пяти. До сих пор они назначались главами обеих палат парламента, причем традиционно трое представляли правящую партию, а двое – оппозицию. По новому закону семеро членов совета директоров будут избираться парламентской комиссией по СМИ, еще двое – министерством экономики и именно один из этих двух станет председателем. Поскольку в данный момент министром экономики является правая рука премьера Джулио Тремонти, можно не сомневаться, что телеканалы RAI станут карманными.
       
Пресс на власть
       Судьба этого закона была сложной. Впервые сенат рассмотрел его еще в июне и, естественно, одобрил. В октябре настала очередь нижней палаты парламента. Правительство не ожидало никаких трудностей, но они возникли. Депутаты-оппозиционеры пошли на хитрость. Они добились принятия к закону одной невинной поправки, запрещающей использовать в рекламе детей до 14 лет. Казалось бы, она никак не меняла суть документа, однако по итальянским нормам закон вступает в силу только после того, как обе палаты одобряют идентичный текст. Следовательно, новый, исправленный законопроект снова вернули в сенат.
       Разработчик закона Маурицио Гаспарро убеждал парламентариев, что закон вдохнет новую жизнь в застоявшийся итальянский медиарынок, поспособствует развитию конкуренции и плюрализма. Но противники правительства упорно не видели в законопроекте ни одного из преимуществ, описываемых министром. Скорее наоборот, кричали, что вместо обещанного плюрализма рынок СМИ скатится к абсолютному монополизму и что закон придуман специально для нужд корпорации господина Берлускони. "Этот закон усугубит все болезни нашей телевизионной системы: никакой конкуренции, падающее качество и прогрессирующее ограничение плюрализма",– заявил депутат от оппозиционной партии "Маргаритка" Паоло Джентилони.
       Вчерашнее голосование, впрочем, обошлось без эксцессов. 155 сенаторов проголосовали за, а 128 – против. Теперь оппозиционеры уповают на президента страны Карло Адзельо Чампи. Глава государства не имеет серьезного влияния на государственную политику, но по протоколу должен подписывать все новые законы. Поэтому противники Сильвио Берлускони призывают президента не утверждать закон, напоминая, что год назад он провозгласил одним из приоритетов нации развитие свободных СМИ. Правительство же заявляет, что, разрабатывая закон, свято соблюдало генеральную линию, очерченную президентом, и уверено в поддержке господина Чампи.
МИХАИЛ Ъ-ЗЫГАРЬ


Источник: КоммерсантЪ