09.12.2003

Ошибки прокуроров разрешил исправлять судам КС



Алексей Никольский

         Вчера Конституционный суд отменил статьи Уголовно-процессуального кодекса, мешавшие судам исправлять ошибки прокуроров. Суд решил, что, после того как новый УПК отменил институт доследования дел, многие потерпевшие лишились возможности отстоять свои права.

        В прошлом году Конституционный суд отменил право судов возвращать некачественно расследованные дела на повторное следствие. Это право предоставляла судам старая редакция УПК. Доследование часто приводило к затягиванию многих дел на годы. Неудивительно, что конституционность этой нормы просили проверить заключенные, годами томившиеся в СИЗО из-за неоднократных возвратов их дел на доследование.

        Одновременно исправлять ситуацию взялись Кремль и Госдума. Положения ст. 237 и ст. 234 уже нового УПК запрещали судам возвращать дела прокурорам даже для исправления малейших ошибок. И вот вчера Конституционный суд расширил права судов, отменив эти нормы УПК. Дело рассматривалось по обращению шести судов и девяти потерпевших от рук преступников, чьи дела были закрыты из-за ошибок следствия. Так, гражданин Зимин, чьего сына убили, не был ознакомлен с материалами дела. Дзержинский районный суд не стал его рассматривать, сославшись на часть 1 ст. 237 УПК, которая запрещала возврат дела следователям для того, чтобы они дали ознакомиться с ним потерпевшему. Такая трактовка статьи была вчера отменена КС. Белозерский райсуд Курганской области жаловался на часть 9 ст. 246 УПК, из-за которой он ничего не смог сделать со странным поведением прокурора, который внезапно отказался от вполне доказанных обвинений в адрес бандитов. Эта статья УПК, а также 4-я часть ст. 237, запрещавшая суду направлять дела в прокуратуру для исправления очевидных огрехов, также признаны КС неконституционными.

        По словам источника в КС, это решение суда "исправит перегиб, допущенный в прошлом году при отмене института доследования". Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, как сообщил его пресс-секретарь Павел Одинцов, также выступал за такое решение, потому что оно расширяет права судов. Получить официальный комментарий в Генпрокуратуре вчера не удалось. Однако источник в ведомстве сообщил, что о полном возврате института доследования, которое приводило к затягиванию дел, речь не идет. Зато следователь одной из московских межрайонных прокуратур говорит, что решение КС было просто "необходимо". По его словам, из-за крайне низкого качества следствия, особенно в милиции, только в Москве ежемесячно в судах зависают десятки дел - например, из-за ошибки в написании фамилии преступника. Исправить ошибку по неформальной договоренности с судом несложно, но нерадивые или коррумпированные следователи этого не делали, "прикрываясь статьей УПК".

        По словам адвоката Михаила Бурмистрова, решение КС будет скорее на руку нерадивым следователям, чем обвиняемым. "У нас до тех пор не будет независимого суда и должной защиты прав обвиняемых, пока суды не смогут в полной мере спрашивать за головотяпство с представителей следствия", - считает он.

        По словам адвоката Анатолия Кучерены, решение принято в интересах потерпевших и это разумно, поскольку перекос в сторону обвиняемых, как одной из сторон процесса, недопустим.



Источник: Ведомости