09.12.2003

Чиновники спорят . Как объединять авиакомпании "Пулково" и "Россия"



Илья Хренников

         У плана объединения двух госкомпаний - "Россия" и "Пулково" - появилась альтернатива. В пику предложению управделами президента по объединению всего имущественного комплекса обоих ГУПов Минимущество предлагает изъять у "России" лишь самолеты, выполняющие коммерческие рейсы. Арбитром в споре предстоит быть президенту Владимиру Путину.

        ФГУП "Авиапредприятие "Пулково" (Санкт-Петербург) объединяет одноименный аэропорт и авиакомпанию, которая ежедневно выполняет около 100 рейсов. Выручка "Пулково" за 2002 г. , по данным компании, составила $256 млн, прибыль до налогообложения - около $42,9 млн. В парке компании - 42 самолета, в прошлом году перевезено 2,069 млн пассажиров.

        ФГУП "Государственная транспортная компания (ГТК) "Россия" находится в ведении Управления делами президента России, осуществляет перевозки первых лиц государства, а также выполняет коммерческие рейсы (около 400 000 пассажиров в год). Финансовые показатели ГТК "Россия" не разглашаются.

        Идея объединения двух ГУПов была впервые озвучена летом этого года. Гендиректор ФГУП "Пулково" Борис Демченко заявил тогда, что его компания подготовила ТЭО присоединения ГТК "Россия" к "Пулково". Фактически речь шла о передаче на баланс ФГУП "Пулково" тех самолетов ГТК "Россия", которые перевозят не правительственных чиновников, а обычных граждан. Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова отмечает, что такое объединение обеспечит доступ "Пулково" к московскому авиаузлу, поскольку ГТК "Россия" базируется во Внукове. Кроме того, слияние улучшит маршрутную сеть объединенной компании и увеличит возможности по обновлению парка самолетов.

        Однако чиновники внесли свои коррективы в планы "Пулково". Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу ГТК "Россия", правительство представило президенту Владимиру Путину программу объединения ФГУП "Пулково" и ГТК "Россия". Программа предусматривает полное объединение имущественных комплексов авиапредприятий в новую компанию. Это подтвердил "Ведомостям" и источник в Минимуществе. По его данным, для объединенной компании уже разработано рабочее название - "Союз". С парком около 80 самолетов она может стать вторым крупнейшем авиаперевозчиком в России, потеснив авиакомпанию "Сибирь".

        "Мы предлагали присоединить ГТК "Россия" к "Пулково". Ведь создавая новую компанию, придется заново оформлять все лицензии, получать сертификаты, разрешения на полеты за рубежом и т. д. В итоге дополнительные затраты дезавуируют все плюсы от объединения", - говорит чиновник Минимущества. По его словам, Минимущество также предложило изъять у "России" только те самолеты, которые выполняют коммерческие перевозки. Терминал "Внуково-2" и самолеты, обслуживающие первых лиц государства, должны остаться в ГТК "Россия", говорит чиновник. Он также отмечает, что управделами президента предлагает назначать гендиректора объединенного предприятия постановлением правительства, в то время как Минимущество предлагало назначать нового руководителя по конкурсу.

        "Я считала, что "Пулково" поглотит "Россию", но если на их базе возникнет новая компания, это тоже нормально, - говорит Сахнова из ОФГ. - Речь идет о двух ГУПах, поэтому единственно чьи интересы затронет форма объединения и способ назначения гендиректора - это различные структуры госвласти". Она полагает, что в этом случае компании придется вложиться в раскрутку нового брэнда, ну а переоформление летных документов, если процесс запущен сверху, пройдет быстро и безболезненно.

        Пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг говорит, что слияние "Пулково" и ГТК "Россия" усилит конкурентные позиции объединенной компании прежде всего за счет расширения маршрутной сети. Это показало поглощение "Внуковских авиалиний" компанией "Сибирь" в 2001 г. "Но у нас остается своя ниша, особенно на международных линиях, где другие российские перевозчики вряд ли смогут составить конкуренцию "Аэрофлоту", - полагает она.



Источник: Ведомости