11.12.2003

Parmalat не может вернуть деньги



Екатерина Кудашкина
Роман Кутузов

         Для итальянской компании Parmalat наступили тяжелые времена. Она не сумела вовремя выплатить деньги своим кредиторам, рейтинговые агентства понизили рейтинг ее долга до статуса "бросового", а инвесторов не успокоили даже грядущие преобразования, о которых компания сообщила в минувший вторник. Российского бизнеса Parmalat эти несчастья пока не коснулись.

        Основанная в 1961 г. Калисто Танци, сегодня компания Parmalat - один из крупнейших в мире производителей молочной продукции, печенья и прочих продуктов питания, которыми она торгует в 30 странах. В числе ее брэндов молоко Sunnydale Farms, соки Santal и печенье Archway. Контрольный пакет принадлежит семье Танци.

        Вчера международное рейтинговое агентство Standard & Poor's второй раз за последние два дня понизило рейтинг итальянской Parmalat Finanziaria SpA и ее основного операционного подразделения Parmalat SpA. За два дня рейтинг Parmalat снизился на 10 пунктов до "бросового".

        "Такое снижение рейтинга вызвано ситуацией в компании Parmalat, которая находится сейчас на грани дефолта, - поясняет аналитик Standard & Poor's Хьюг де ля Пресль. - Группа не в состоянии продемонстрировать, каким образом она намерена выплатить 150 млн евро по облигациям, срок погашения которых наступил 8 декабря, до окончания льготного срока, истекающего 15 декабря". При этом в рейтинговом агентстве подчеркивают, что, если компания не расплатится по облигациям до истечения льготного срока, ее кредитный рейтинг будет снижен до отметки D, что означает "дефолт".

        Инвесторов и аналитиков не успокоили даже результаты заседания совета директоров, проводившегося поздно вечером во вторник. После совета стало известно, что из компании уходит очередной финансовый директор - Лючиано дель Сольдато.

        Кроме того, компания сообщила, что нанимает известного кризис-менеджера Энрико Бонди, который и должен заняться сначала переговорами с банками-кредиторами, а затем и реструктуризацией оскандалившейся компании.

        Корпоративный долг Parmalat составляет около 6 млрд евро ($7,32 млрд). Однако не далее как в конце сентября она сообщила, что располагает ликвидными активами на сумму 4,2 млрд евро ($5,1 млрд).

        В ноябре компания, вызывающая немало нареканий со стороны инвесторов, сообщила, что часть ее средств - 500 млн евро - вложена в безвестный фонд Epicurum на Каймановых островах. Это известие не на шутку перепугало инвесторов, и компания пообещала, что вернет эти инвестиции к концу ноября.

        В конце ноября Parmalat поведала миру, что операция по возвращению этих средств затянулась из-за того, что в эти дни в США отмечали День благодарения. В минувший понедельник компания сделала новое сообщение: ее решение вернуть себе вложенные в фонд средства привело к тому, что ее примеру решили последовать другие инвесторы и в Epicurum образовалась острая нехватка средств.

        В минувший вторник итальянская компания Parmalat сообщила, что не сумела вернуть инвестиции на сумму около 500 млн евро ($608,4 млн) , вложенные ею в фонд на Каймановых островах. Инвесторов, и без того высказывавших опасения, что компания не сумеет вовремя осуществить выплаты по внушительному корпоративному долгу, такое известие сильно огорчило.

        Инвесторов ситуация в компании сильно беспокоит. "Проблема прежде всего в том, что финансовая отчетность Parmalat крайне непрозрачна", - говорит Луи Гаргур, старший управляющий портфелем лондонского хедж-фонда RAB Capital, торгующего бондами компании.

        Аудиторская компания Deloitte, клиентом которой является Parmalat, в начале ноября заявила, что имеет определенные "недоумения" по поводу отчетности компании за первое полугодие, поскольку не располагает адекватной информацией по инвестициям в Epicurum, о которых стало известно совсем недавно, и по ряду финансовых вопросов, связанных с футбольной командой компании - Parma AC. (WSJ, 9. 12. 2003, Екатерина Кудашкина).

        В РОССИИ ВСЕ СПОКОЙНО: В России компания Parmalat владеет двумя молочными заводами - в Белгороде и в Свердловской области - суммарной мощностью примерно 1100 т молока в сутки. На них компания производит молоко под маркой Parmalat и соки Santal. По оценке начальника отдела маркетинга российского представительства Parmalat Ирины Соловьевой, компания занимает около 4% российского рынка молока и столько же в сегменте соков класса премиум. "На нашей деятельности проблемы головной компании никак не сказываются, - говорит Соловьева, - мы уже давно не получаем от нее денежных вливаний и существуем на то, что зарабатываем сами. Я не думаю, что "большой" Parmalat обанкротится, капитализация компании огромная, она владеет заводами по всему миру".



Источник: Ведомости