16.12.2003

Таможенники берут свое от импортного чая и сигарет



Премьер-министр Михаил Касьянов подписал 9 декабря постановление, которое продлевает на девять месяцев срок действия ставок таможенных пошлин на гомогенизированный (восстановленный) табак, утвержденных правительством 6 февраля 2003 года. Таможенные пошлины на чай продлены бессрочно. Таким образом, ставка ввозной таможенной пошлины на зеленый и черный фасованный чай составит 20% от таможенной стоимости (но не менее 0,8 евро за 1 кг), а на гомогенизированный (восстановленный) табак - 10%. Теперь окончательно ясно, что табак и чай в ближайшее время точно не станут дешевле.

Россиян приучают пить расфасованный в России чай...

История с таможенными пошлинами на чай началась 1 июня 1997 года, когда правительство отменило единую 10-процентную ставку и ввело дифференцированную систему ставок: на фасованный черный и зеленый чай ставку увеличили до 20% (но не менее 0,4 евро за 1 кг), а на нефасованный чай ее установили на уровне 5%. Этот шаг сыграл на руку компаниям, расфасовывавшим чай в России.

Их продукция осталась на прежнем ценовом уровне, тогда как импортеры вынуждены были увеличить стоимость своей продукции. В результате доля рынка расфасованного за пределами нашей страны чая сократилась почти вдвое.

После этого в правительстве появились планы дальнейшего увеличения ставки таможенной пошлины на чай, однако в 2001 году претворить эту идею в жизнь не удалось. Таможенники столкнулись с существенной проблемой - отсутствием раздельного учета расфасованного и нерасфасованного чая.

Однако 30 ноября 2001 года правительство выпустило постановление «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации», которое 'развело' чай в пакетиках и мешках по разным товарным кодам.

Когда стало легче подсчитывать, сколько и какого чая ввозится на территорию России, вновь возникла идея увеличения ставки таможенной пошлины, что и было сделано 6 февраля 2003 года: постановлением правительства России специфические ставки таможенных пошлин на фасованный черный и зеленый чай были временно повышены до уровня не менее 0,8 евро за 1 кг.

С принятием этого решения еще больше обострилась борьба за потребителя между российскими чаеразвесочными фабриками и компаниями, занимающимися импортом расфасованного в пакетики чая. Импортный фасованный чай еще немного подорожал, и теперь по разным оценкам его доля вряд ли превышает половину от всех продаж, тогда как российские компании надеются еще более укрепить позиции в сегменте пакетированного чая, на который приходится около 25% всего чайного рынка России.

В прошлый вторник Михаил Касьянов снял временное ограничение действия февральских пошлин. Так что теперь снижения цен на чай ожидать не приходится. А любителям английского чая Ahmad вообще придется смириться с высокими ценами, поскольку ООО «СДС-ЭКОМ», официальный дистрибьютор Ahmad в России, не имеет на ее территории чаеразвесочной фабрики и открывать такое производство не собирается.

...и курить на четверть восстановленные сигареты

Одновременно на 9 месяцев был продлен и срок действия пошлин на гомогенизированный (восстановленный) табак. На сегодняшний день в городе Елец работает один из четырех существующих в мире заводов по производству восстановленного табака.

Технология основана на том, что в табачном волокне, как и в любом растительном материале, содержится целлюлоза, которая позволяет склеиваться волокнам в однородную массу. Восстановленный табак затем поступает на фабрики-заказчики, где его смешивают с натуральным.

Пропорции зависят от рецептуры конкретной «мешки». В некоторых сигаретах доля восстановленного табака достигает 25%. Использование промышленного табака – стратегически важный фактор, поскольку оно позволяет экономить дорогое натуральное табачное сырье. Если натуральный табак по своим качественным показателям различается в зависимости от климатических условий и агрономической практики в зоне выращивания, то восстановленный может выпускаться с постоянным химическим составом и технологическими свойствами.

Изменяя физическую структуру или ингредиенты можно регулировать состав и вкусовые качества дыма восстановленного табака. Использование последнего - это самый эффективный способ, который помогает убрать вредные примеси и понизить содержание смолы и никотина.

Пошлины на промышленный табак резко повысили постановлением от 4 декабря 1999 года, когда ставка была определена на уровне 20% (вместо 5%). Аналитики связывали эту тенденцию с общим направлением деятельности государства на получение прибыли от таможенных пошлин. Затем ставку снизили февральским постановлением 2003 года до 10%, но сигареты при этом не подешевели.

Последнее постановление 'продлило жизнь' существующим ставкам еще на три квартала. Трудно сказать, как это отразится на ценах изделий из табака, но ясно одно: дешеветь они точно не будут.

Отмена налога с продаж не снизит цен

С 1 января 2004 года в России будет отменен 5-процентный налог с продаж.

Теоретически цены в магазинах должны снизиться на те же 5%. Во всяком случае представители крупных торговых сетей, пролоббировавшие отмену налога с продаж, весной этого года обещали переписать ценники. Как заявлял тогда председатель совета директоров компании «Седьмой континент» Владимир Карнаухов, речь идет о таких торговых сетях, как «Крокус Интернэшнл», «Копейка», «Патэрсон», «Перекресток», «Петровский», «Пятерочка», «Седьмой континент», «М.Видео», «МИР», «Снежная Королева», «Спортмастер», «Эльдорадо», совокупный доход которых в прошлом году составил 60 миллиардов долларов.

Однако эксперты сомневаются, что эти обещания будут выполнены. Только с нового года налог, который раньше продавцы получали с покупателя и передавали в бюджет, теперь будет оставаться в магазинах в виде дополнительной прибыли.

Кстати, нечто похожее наблюдалось и в странах ЕС, когда некоторые продавцы оставляли цены неизменными, только на ценниках вместо марок, например, ставили евро. Расчет прост: если, к примеру, покупатели привыкли платить за товар 10 рублей, то они скорее всего и будут платить такую цену, несмотря на то что объективно цена должна снизиться на 5%.

Напомним, что налог с продаж был введен в России сразу же после кризиса 1998 года и рассматривался властями как временная мера, направленная на экстренную поддержку региональных и местных бюджетов за счет потребителей.

Источник: Газета