16.12.2003

"ЛУКОЙЛ" уходит из Чехии . Чтобы сосредоточиться на Балканах



Николай Буланов

         "ЛУКОЙЛ" решил покинуть чешский рынок. Вчера компания объявила о продаже трех своих АЗС в этой стране англо-голландской Royal Dutch/Shell. Эту сделку в "ЛУКОЙЛе" мотивируют отсутствием перспектив для работы на чешском рынке. Аналитики это мнение полностью разделяют.

        Вчера "ЛУКОЙЛ" объявил о том, что 11 декабря продал Royal Dutch/Shell все три свои АЗС в Чехии. Сделку планируется закрыть в начале следующего года. Ее сумму ни в одной из компаний не раскрывают. Теперь общее количество заправок Royal Dutch/Shell в Чехии достигло 141. Таким образом, англо-голландская компания контролирует сейчас более 6% рынка. Крупнейшей сетью АЗС в стране владеет компания Benzina, принадлежащая Unipetrol. У нее около 350 АЗС, или 15% рынка.

        Начальник отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский объяснил "Ведомостям", что его компания продала бензоколонки, так как они занимали несущественную долю на рынке. По его словам, компания провела оценку эффективности своих сбытовых сетей и после этого приняла решение провести реструктуризацию и избавиться от ряда активов, эффективность которых не отвечает критериям "ЛУКОЙЛа". "Именно поэтому компания объявила о том, что не будет участвовать в приватизации Unipetrol", - сказал Красовский. Вместе с тем, по его словам, на тех рынках, которые "ЛУКОЙЛ" считает для себя перспективными, компания активно наращивает портфель активов. Так, два месяца назад "ЛУКОЙЛ" купил за 117 млн евро ($143,8 млн) 79,5% акций сербской Beopetrol. Эта компания владеет примерно 200 АЗС в Сербии и контролирует около 20% этого рынка.

        А Дон Хантер из пресс-службы Royal Dutch/Shell, напротив, в разговоре с "Ведомостями" отметил высокий потенциал чешского рынка. По его словам, компания рассматривает чешский рынок как перспективный. "Купленные у "ЛУКОЙЛа" заправки расположены в удачных местах и не испытывают недостатка в клиентах", - добавил он. По словам Хантера, его компания и в дальнейшем будет искать возможности для расширения своего присутствия на чешском рынке.

        Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " считает, что "ЛУКОЙЛ" поступил логично. Продажа заправок, по его мнению, - часть стратегии компании по работе на рынках Восточной Европы. "Продав три заправочные станции, "ЛУКОЙЛ" просто отказался от малоэффективного бизнеса, а Royal Dutch/Shell, в свою очередь, развивает уже налаженную сбытовую сеть", - резюмирует аналитик.

        С ним солидарен и Стивен Дашевский из "Атона". Он отмечает, что у "ЛУКОЙЛа" в Чехии нет мощностей ни по добыче, ни по переработке нефти. "Поэтому управлять всего лишь тремя АЗС не имеет смысла", - говорит он. А наращивание присутствия в Чехии не вписывалось бы в стратегию развития компании в Восточной Европе. "ЛУКОЙЛ" намерен сделать упор на развитии своих сетей в Балканских странах, а также в Болгарии и Румынии, где он уже контролирует значительные доли розничного рынка. "У "ЛУКОЙЛа" сейчас достаточно много таких активов, как [чешские] АЗС, - говорит он. - В теории они являются профильными, но их синергетический эффект с бизнесом компании в целом настолько ничтожен, что эксплуатировать эти активы просто не рационально".



Источник: Ведомости