16.12.2003

"Транснефть" идет в обход



Ирина Резник
Александр Беккер

         "Транснефть", лоббирующая строительство трубопровода Ангарск - Находка для экспорта нефти в Восточную Азию, придумала способ договориться с экологами Минприроды. Компания предлагает перенести трубу на 150 км севернее первоначального маршрута, что позволит обойти озеро Байкал. Минприроды сочло идею "вполне здравой".

        Весной правительство одобрило проект строительства нефтепровода Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Поддерживаемый "ЮКОСом" южный вариант маршрута предполагает, что труба будет огибать Байкал с юга, пролегая вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, и через Забайкальск следовать на Дацин. Путь, который лоббирует "Транснефть", предусматривает строительство нефтепровода к северу от Байкала и вдоль трассы БАМ.

        Экологическая экспертиза Минприроды в сентябре нашла серьезные изъяны в обоих проектах. Южный маршрут нефтепровода на Дацин противоречит природоохранному законодательству, поскольку труба проходит через Тункинский национальный природный парк. А северный маршрут, говорили экологи, пролегает в 20 км от озера Байкал, и в случае аварии на нефтепроводе быстро устранить ее последствия не удастся.

        Однако "Транснефть" уже придумала, как договориться с Минприроды. Как сообщил вчера "Ведомостям" президент компании Семен Вайншток, в минувшую пятницу "Транснефть" отправила в Минприроды новые предложения на заключение межведомственной комиссии по экологии. Суть компромисса, по словам Вайнштока, в том, чтобы усовершенствовать проект "Транснефти", перенеся трубопровод севернее на 152 км от первоначального маршрута. "Таким образом, мы обойдем Байкал, - говорит Вайншток. - До Сковородино (Читинская область) трасса пройдет по участку БАМ, а от Сковородино и далее - по Транссибу. " При этом, по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, перенос нефтепровода не должен привести к существенному удорожанию проекта.

        Чиновник Минприроды называет новые предложения "Транснефти" "весьма здравыми", хотя, по его словам, в министерстве еще не успели детально изучить идею. "Если нефтепровод, как утверждает "Транснефть", удастся перенести таким образом, что он выйдет из черты особо охраняемой природной территории и не будет затрагивать акваторию Байкала, то и причин [препятствовать проекту] для экологической экспертизы не будет," - говорит чиновник. Впрочем, по его словам, Минприроды будет рассматривать и другие варианты строительства нефтепровода, помимо предложенного "Транснефтью". А премьер-министр Михаил Касьянов вчера заявил, что главный вопрос проекта в том, найдется ли нефть, чтобы наполнить трубу в Китай. "Если удастся реализовать проект на Находку с ответвлением в Дацин с точки зрения ресурсной базы, то это будет хорошо, - сказал Касьянов. - Если нет, то тогда все подскажет экономика проектов".

        Источник в "ЮКОСе" заявил "Ведомостям", что поскольку проект строительства нефтепровода в Китай межгосударственный, то и решение проблемы Тункинского парка, через который предлагает вести трубу компания, "целиком лежит на правительстве". Что же касается северного маршрута, то вряд ли, говорит сотрудник "ЮКОСа", можно считать реалистичным проект, по которому "трубопровод пойдет по огромной территории с сейсмичностью девять баллов".

        "Я вообще не уверен, что вопрос со строительством нефтепровода в Китай будет решен в ближайшее время, - отмечает аналитик "НИКойла" Лев Сныков. - Именно из-за риска, что [эта] труба будет полупустой, "Транснефть" и не форсирует события, ей необходимо иметь гарантии от нефтяных компаний: "ЮКОСа", добывающего нефть в Томской области, и теперь, по-видимому, "Сургутнефтегаза", заполучившего Талакан. Легче реализовать южный вариант. "



Источник: Ведомости