16.12.2003

Михаилу Касьянову в Токио предложили трубопровод



Вчера председатель правительства Михаил Касьянов прилетел в Токио. Переговоры с японским премьером Дзюнъитиро Коидзуми и аудиенция у императора Акихито запланированы на сегодня. Вчера же российский премьер встретился только с министром иностранных дел Иорико Кавагути. После переговоров с ней Михаил Касьянов неожиданно высказался в пользу строительства нефтепровода из Ангарска в китайский город Дацин, заявив, что этот проект "уже обеспечен ресурсами одной компании".

       Заметим, что российские премьеры не посещали Японию уже пять лет. Летом 1998 года один день в Токио провел Сергей Кириенко. Впрочем, Михаил Касьянов в качестве первого вице-премьера уже был в Токио в январе 2000 года на встрече финансовой "двадцатки". Как уже сообщал вчера Ъ, основные вопросы нынешних переговоров – обсуждение возможности прокладки нефтепровода из Восточной Сибири (Ангарска) до приморского порта Находка и разработка новых способов борьбы с контрабандой российских морепродуктов в Японию. Японцев, естественно, больше волнует первый вопрос. Они хотят уменьшить свою зависимость от поставок ближневосточной нефти. Российская же делегация, напротив, нарочито демонстрирует спокойное отношение к этому проекту, делая акцент не на прокладке труб, а на инвестициях в разработку восточносибирских нефтяных месторождений. Вместе с Михаилом Касьяновым должен был лететь вице-премьер Виктор Христенко (он, как известно, отвечает в российском правительстве за ТЭК, включая трубопроводы). Но все те, с кем он собирался встречаться, неожиданно оказались заняты. Вчера в японском парламенте весь день шли слушания о ситуации в Ираке, необходимости посылки туда японского военного контингента. А японские министры одновременно являются депутатами парламента.

       В отсутствие своего зама Михаилу Касьянову пришлось самому разъяснять российскую позицию относительно возможного строительства нефтепровода до Находки. После вчерашней встречи с министром иностранных дел Японии Иорико Кавагути Михаил Касьянов заявил, что нефтепроводы до Находки и китайского города Дацина "не являются альтернативными". Иными словами, оба проекта имеют право на жизнь, но, как еще раз подчеркнул российский премьер, решение о строительстве трубопровода из Ангарска в Находку будет принято только после того, как в Восточной Сибири будет введено в промышленную разработку достаточное количество нефтяных месторождений. Поэтому уже сейчас японцам предлагается вкладывать деньги в геологоразведку и добычу энергоресурсов. Кроме того, японцев пытаются склонить к инвестициям в другие энергетические проекты, например в строительство в Иркутской области завода по переработке природного газа в новый химический продукт, считающийся более качественным (его, кстати, разработали именно в Японии), чем хорошо известный сжиженный газ. Впрочем, в российском Белом доме скептически оценивают нефтяные перспективы Восточной Сибири: нефти здесь явно меньше, чем в Западной Сибири. На первый взгляд Михаил Касьянов не сказал ничего нового.

       О необходимости следовать формуле, которую, перефразируя Ильфа и Петрова, можно представить как "утром много наличной нефти – вечером труба", премьер говорил давно. Но вчера он неожиданно подчеркнул, что дацинский проект, в отличие от находкинского, нефтересурсами уже обеспечен, причем "одной компанией". Называть ее он не стал, но ясно, что речь идет о ЮКОСе. Заявление господина Касьянова можно считать неожиданным, потому что, находясь в сентябре с визитом в Китае, премьер был куда сдержаннее в оценках перспектив прокладки трубопровода до Дацина. В Японии же он, продолжая развивать мысль об обеспеченности ресурсами ЮКОСа в Восточной Сибири, отметил, что "один нефтепровод построить или два – подскажет экономический анализ". Похоже, премьерский анализ показал, что по меньшей мере нефтепровод Ангарск–Дацин строить все-таки надо.

КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ, Токио


Источник: КоммерсантЪ