17.12.2003

В Шереметьево слишком просто попасть, cчитают участники конкурса



В распоряжении Ъ оказалась конкурсная документация по выбору управляющей компании для АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ). Согласно проекту договора с советом директоров МАШ, управляющая компания-победитель получит практически неограниченные права по распоряжению всем производственным комплексом аэропорта. Официальное вознаграждение, которое будет ежегодно получать управляющая компания, составит почти $5 млн. При этом критерии отбора победителя прописаны столь расплывчато, что ряд прежних претендентов на управление МАШ не исключают своего отказа от участия в конкурсе.

       Претенденты на управление крупнейшим в московском авиационном узле аэропортом должны подать заявки до 12 января 2004 года. А уже 28 января совет директоров МАШ выберет победителя. Это решение будет утверждено на внеочередном собрании акционеров, а затем председатель совета директоров МАШ в течение десяти дней подпишет договор о передаче полномочий исполнительного органа на три года с победителем тендера.

       Как следует из приложения #7 "Критерии, на основании которых организатор конкурса будет оценивать заявки", при определении победителей чиновники Минимущества, Минэкономразвития и Минтранспорта, которые входят в комиссию, будут руководствоваться всего лишь четырьмя критериям. От 0 до 25 баллов оценивается опыт участника (или учредителей компании-претендента) в составлении бизнес-планов и антикризисных программ, опыт в управлении аналогичными по масштабу предприятиями, опыт в реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением заемных средств, а также квалификация предполагаемого ключевого персонала. Никаких специфических требований, например опыта работы в качестве управляющей компании и в компании, связанной с авиатранспортом, не выдвигается. Победителем будет признан претендент, который наберет наибольшее число баллов. По мнению собеседников Ъ из числа претендентов на участие в тендере, такое описание критериев отбора дает слишком много полномочий чиновникам, входящим в отборочную комиссию.

       Источник Ъ в Минимуществе РФ сообщил, что в первоначальном варианте приложения #7, который был направлен в правительство в октябре, пункт об обязательном наличии пятилетнего опыта по управлению предприятиями был, однако он исчез после того, как документы вернулись от Михаила Касьянова.

       К пакету конкурсной документации прилагается и проект договора с победителем, в котором оговариваются полномочия управляющей компании, а также ее вознаграждение. Стоимость услуг управляющей компании включает в себя 1% от годовой выручки МАШ, 25% ежегодного прироста годовой выручки и 2% от чистой прибыли. По официальным данным, в 2002 году оборот аэропорта Шереметьево превысил $200 млн, а прибыль составила около $23 млн. При этом ежегодный рост годовой выручки достигал в 1999-2002 годах 10-12%. Таким образом, даже при сохранении сегодняшнего оборота управляющая компания сможет рассчитывать на $4-5 млн в год.

       Но к этой цифре стоит прибавить доходы от того бизнеса, который приведет в Шереметьево управляющая организация. Согласно договору, победитель конкурса получит все необходимые для этого полномочия. В частности, в компетенцию управляющей компании включены все кадровые вопросы (в том числе и полномочия по управлению дочерними обществами), вопросы ценообразования на продукцию и услуги Шереметьево, право заключать любые договоры, открывать счета в банках, а также совершать любые сделки, в том числе и внешнеторговые. Таким образом, управляющая компания получит карт-бланш на возврат активов Шереметьево, которые управляются независимыми от МАШ компаниями, например, за счет изменения арендных ставок или же через судебные иски.

       Источник Ъ в Минимуществе РФ пояснил, что в первоначальном варианте договора "те, кто лоббировал принятие постановления правительства о проведении конкурса, пытались получить гораздо больше полномочий" (например, право совершать крупные сделки без одобрения собрания акционеров), а также получать как минимум 3-4% от оборота в качестве вознаграждения. "Впрочем, даже после 'облагораживания' документов ситуация не изменилась. Рано или поздно этим делом заинтересуется прокуратура, потому что условия конкурса беспрецедентны",– полагает собеседник Ъ.

       Представители компаний, которые уже заявляли о своем желании принять участие в конкурсе, отказываются в официальном порядке обсуждать условия договора. "То вознаграждение, которое предлагается в договоре, нас вполне устраивает, хотя точнее об этом можно говорить лишь в процессе работы, а обсуждать условия и критерии конкурса – это компетенция комиссии",– считает вице-президент компании "Альфа-Эко" Игорь Барановский. В компании "Аэрофлот" и АФК "Система" отказались обсуждать содержание конкурсной документации и заявили, что в сложившихся условиях они еще думают над тем, стоит ли участвовать в таком отборе.

РИНАТ Ъ-ГИЗАТУЛИН
       


Источник: КоммерсантЪ