18.12.2003

Американцы идут последними. Anheuser-Busch проводит разведку российского рынка



Крупнейшая пивоваренная корпорация мира – американская Anheuser-Busch присматривает для себя предприятие в России. Как стало известно «Ко», в августе представители Anheuser-Busch пытались начать переговоры с акционерами московского комбината «Очаково». «Да, у нас был разговор с американцами, – подтверждает президент «Очакова» Алексей Кочетов. – Но наша позиция осталась неизменной. Мы как работали, так и будем работать без участия иностранного капитала».

По словам топ-менеджера американской фирмы, знакомого с планами Anheuser-Busch, в течение этого года представители корпорации встретились с акционерами нескольких российских пивоваренных компаний. «Anheuser-Busch постоянно оценивает возможности своего развития на международных рынках, – заявил «Ко» президент Anheuser-Busch International Стефен Барроуз. – Но мы не комментируем слухи о потенциальных инвестициях, партнерских соглашениях и других подобных сделках».

Anheuser-Busch владеет 12 пивоварнями в США, двумя в Великобритании и Китае, а также имеет лицензионные соглашения с производителями еще в 10 странах. В 2002 году мировые продажи пива под марками Anheuser-Busch превысили 15 млрд литров. Это вдвое больше, чем годовой объем всего российского рынка.

Наиболее известный брэнд корпорации – Budweiser, или Bud в экспортном варианте. В Россию Bud поставляется небольшими партиями с весны 2002 года и продается в основном в супермаркетах Москвы и Санкт-Петербурга. «У Anheuser-Busch нет иного выбора, как открыть здесь производство, – признается топ-менеджер американской фирмы. – Иначе через три года права корпорации на марку Bud в России будут аннулированы, чем, несомненно, воспользуются чехи». Anheuser-Busch более ста лет судится по всему миру с чешской компанией Budweiser-Budvar за права на брэнд Budweiser. В мае 2001 года американцы сумели зарегистрировать свой торговый знак в России. Но согласно нашему законодательству если в течение пяти лет обладатель прав не налаживает производство товаров под данной маркой, он автоматически их лишается.

Все мировые конкуренты Anheuser-Busch уже обзавелись предприятиями в России. Carlsberg и Scottish & Newcastle владеют «Балтикой», «Ярпивом», «Пикрой» и «Веной», Interbrew совместно с SUN Group – Клинским пивокомбинатом и еще восемью заводами, SABMiller – «Калужской пивоваренной компанией», а Heineken – бывшим заводом «Браво Интернешнл» (ныне «Пивоварни Хайнекен»). По словам гендиректора «Ярпива» Анатолия Арзиманова, председатель совета директоров Anheuser-Busch Август Буш III еще в 1998 году говорил о своем интересе к российскому рынку и желании приобрести здесь не одно, а несколько предприятий.

В России помимо «Очакова» есть крупные пивоварни, которые могут понравиться американцам. Например, казанский «Красный Восток», питерский «Степан Разин», екатеринбургская «Патра» – в каждой из этих компаний контрольным пакетом акций владеют два-три частных акционера. Стоит упомянуть также холдинг ЦЕПКО (принадлежит акционерам «Вимм-Билль-Данн») и «Пивоварни Ивана Таранова», совладельцем которых является инвестиционный фонд TPG Aurora. А компания Millhouse Capital, владеющая 40% акций «Тверь-пива», давно ищет покупателя на свой пакет. Впрочем, не исключено, что Anheuser-Busch в конечном счете договорится с кем-то лишь о лицензионном производстве своего пива. // Журнал "Компания"

Источник: BEERUNION.RU