18.12.2003

Экология в моде



Ирина Резник

         Среди российских нефтяных компаний стало модным заботиться об охране природы. Вслед за ТНК-ВР, собравшейся потратить на эти цели в ближайшие десять лет $1 млрд, "ЛУКОЙЛ" объявил, что выделил на экологию на 2004 - 2008 гг. рекордную для российской компании сумму - 34,5 млрд руб. Но до западных коллег, тратящих на экологию миллиарды долларов в год, нашим компаниям еще далеко.

        Как сообщил "Ведомостям" руководитель пресс-службы "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов, компания подготовила специальную программу экологической безопасности на 2004 - 2008 гг. , которая предусматривает инвестиции на охрану природы в объеме 34,5 млрд. руб. За три предыдущих года компания потратила на экологию 24,2 млрд руб. Новая программа, в частности, предусматривает, что к 2008 г. на предприятиях "ЛУКОЙЛа" не должно остаться накопленных за предыдущие десятилетия отходов, а объемы вновь образующихся отходов резко сократятся. Финансировать природоохранные мероприятия компания намерена как за счет собственных, так и за счет заемных средств. "Мы хотим соответствовать компаниям мирового уровня, которые уделяют охране природы большое внимание", - поясняет Долгов.

        Сумма, которую "ЛУКОЙЛ" собрался потратить на экологию, является беспрецедентной для российской компании. Ранее лидером в этой области считался "Сургутнефтегаз". В прошлом году он потратил на охрану окружающей среды 4,2 млрд руб. , а в этом - 5,5 млрд руб. Как отмечает представитель "Сургутнефтегаза", на экологические цели у компании уходит около 3,5% от объема продаж, в то время как международными нормами предусмотрено не менее 3% от объема продаж. Еще одной российской компанией, озаботившейся вопросами экологии, является ТНК-ВР. В октябре президент ВР Джон Браун сообщил, что ТНК-ВР собирается потратить в России на экологию $1 млрд в ближайшие десять лет.

        "Для крупной компании очень важно осознавать свою социальную ответственность, она не может существовать только для своих акционеров", - объясняет представитель ТНК-ВР. Представители других российских нефтяных компаний не смогли вчера сообщить, сколько средств они тратят на экологию.

        Но российским нефтяникам еще очень далеко до их западных коллег. Так, Shell на природоохранные мероприятия в прошлом году потратила более $1 млрд, а Exxon в этом году инвестировала в охрану природы $2,5 млрд. Но экологи радуются и тому, что обещают российские компании. "Наши компании начинают понимать, что инвестировать в экологию необходимо", - отмечает директор Всемирного фонда дикой природы в России Игорь Честин. "Главное, чтобы эти деньги действительно были потрачены на экологию, - добавляет представитель "Гринпис" в России Иван Блоков. - Зачастую компания только декларирует желание вложить в природоохранную деятельность деньги. А на самом деле они идут на модернизацию и расширение производства, что приводит к еще большему загрязнению. " Дмитрий Царегородцев из ИК "Проспект" отмечает, что российские нефтяные компании "поразительно невнимательны" к экологическим вопросам. "Любой годовой отчет западной компании начинается с разделов, посвященных экологии и социальной политике, в то время как российские компании заботятся лишь о корпоративном лоске, - говорит он. - Но равнодушие к экологии снижает их привлекательность в глазах западных инвесторов. Так что сегодняшние инвестиции в экологию с лихвой окупятся в перспективе".



Источник: Ведомости