18.12.2003

Рынок США стал неинтересен для иностранных компаний



Крейг Кармин

         Иностранные компании почти не привлекают капитал на фондовом рынке США. Американский рынок разонравился им из-за ухудшившейся конъюнктуры и падения курса доллара к основным мировым валютам.

        По данным Citigroup, общий объем капитала, привлеченного иностранными компаниями от продажи американских депозитарных расписок (ADR) и размещения по закрытой подписке, составил с начала года $9,3 млрд. Эти данные не учитывают первичное размещение акций (IPO) крупнейшей компании Китая по страхованию жизни China Life Insurance на $3,5 млрд, так как неясно, какая часть размещенных акций (IPO проводилось в Гонконге) будет обращаться на Нью-Йоркской фондовой бирже в виде ADR.

        87% объема размещений было обеспечено фирмами с Тайваня, где сейчас государство сокращает свое присутствие в финансовой сфере, что стимулирует местные компании выходить на американские биржи. В целом же интерес зарубежных инвесторов, в первую очередь из стран Европы, Латинской Америки и Азии, к рынкам США находится на минимальном за последние 10 лет уровне. Французская фармацевтическая компания Flamel Technologies и ирландская биотехнологическая фирма Icon единственные в Западной Европе привлекли капитал в США. Из японских компаний это сделала только Mitsubishi Tokyo Financial Group. А из латиноамериканских - бразильская финансовая корпорация Unibanco-Uniao de Bancos Brasileiros и чилийский банк Corpbanca.

        Низкий интерес по стороны иностранных компаний к рынку США объясняется плохой мировой конъюнктурой для привлечения капитала, сложившейся в уходящем году. По данным Thomson Financial, в этом году компании по всему миру привлекли $50 млрд через IPO, что является самым низким показателем начиная с 1992 г. Это не удивительно, учитывая тот факт, что фондовые рынки падали в течение трех лет по март этого года. Это сделало привлечение средств путем размещения акций малопривлекательным, даже несмотря на начавшийся весной рост котировок.

        Европейские компании меньше других хотели выходить на американский рынок. Одной из причин этого был рост курса евро по отношению к доллару на 18% с начала года. "Привлечение средств в постоянно падающей валюте сравнимо для компании с набиванием мешков простой бумагой, - утверждает Джозеф Кинлан, главный рыночный аналитик Banc of America Capital Management. - Даже если иностранные компании и хотели разместить акции в США, им было бы лучше сделать это на своих национальных рынках".

        Некоторые европейские компании обратились на рынки заемного капитала, благо процентные ставки сейчас низки. В уходящем году проявились последствия принятия в США Акта Сарбейнcа - Оксли, усложнившего процедуру регистрации как американских, так и зарубежных компаний на бирже. Впрочем, представители иностранных компаний стали высказывать меньше недовольства, после того как в апреле Комиссия по ценным бумагам и биржам США пообещала освободить их от многих требований закона. "Я не знаю компаний, которые отказались бы от выхода на рынок США из-за Акта Сарбейнса - Оксли, - заявляет Кэтлин Маклафлин, нью-йоркский партнер юридической фирмы Allen & Overy. - Люди просто вообще нигде не проводят сделки [по размещению акций]". (WSJ, 16. 12. 2003, Михаил Мирошниченко)



Источник: Ведомости