18.12.2003

Прокат напополам . Совладельцы "Прокат. ру" поделили бизнес



Татьяна Романова
         Созданный год назад известным на туристическом рынке предпринимателем Андреем Озолинем бизнес-проект в области проката бытовых товаров "Прокат. ру" разделился надвое. Московские салоны, выдающие напрокат инструменты, посуду, фотоаппараты и прочие потребительские товары, достались бывшему совладельцу "Проката. ру" Вячеславу Пыжову и будут работать под новой вывеской, а сам Озолинь сосредоточится на продаже технологии прокатного бизнеса на условиях франчайзинга.

        Сеть "Прокат. ру" основана 12 октября 2002 г. на паритетных началах владельцем компании "Сеть магазинов горящих путевок" Андреем Озолинем и предпринимателем Вячеславом Пыжовым, ставшими соучредителями ОАО "Прокат. ру" (распределение акций среди партнеров не раскрывалось). "Прокат. ру" предоставляет в прокат аудио-, видео- и бытовую технику, тренажеры, инструменты, спортивные и детские товары. Осенью сеть объединяла пять пунктов проката и владела товарами на общую сумму $200 000.

        Посетителей интернет-сайта www.prokat.ru сейчас встречает сообщение: "К сожалению, в связи с реорганизацией сети пункты проката закрыты до середины января". Как удалось выяснить "Ведомостям", сеть находится в процессе разделения на две компании - "Прокат.ru" и "Услуги проката".

        Андрей Озолинь занялся прокатным бизнесом осенью прошлого года, объявив о намерении выйти из бизнеса туристического. Подконтрольное предпринимателю ОАО "Магазин горящих путевок", владеющее одноименной маркой, под которой действует крупнейшая российская сеть турагентств, было выставлено на продажу за $4 млн, однако покупателей на этот проект так и не нашлось. В результате "Прокат. ру" был запущен со стартовыми инвестициями, составившими всего около $100 000. Тем не менее проект привлек большое внимание: рынок проката бытовых товаров на тот момент был сформирован в основном еще советскими пунктами проката.

        Теперь партнеры по "Прокат. ру" приняли решение разделить бизнес "по взаимной договоренности", говорит Озолинь. И он, и Вячеслав Пыжов категорически отказались назвать причину "развода". В беседе с "Ведомостями" Озолинь ограничился констатацией того, что "дальнейшее сотрудничество стало невозможным". "Я предложил схему разделения: товары или марка и технологии", - объяснил Озолинь. Вячеславу Пыжову отойдет действующая сеть из пяти прокатных точек, которая получит новую вывеску "Услуги проката", а Озолиню достанется ОАО "Прокат. ру" и одноименная торговая марка.

        Теперь основу деятельности "Прокат. ру" будет составлять продажа франшизы на эту марку, говорит Озолинь. По его словам, пункты проката могут приносить владельцам порядка 50% годовых, а вложенный капитал должен составлять $15 000 - 30 000 на один пункт. Пункты "Прокат. ру" будут также открыты в сети подмосковных пансионатов "Гелиопарк". Руководитель гостиничного бизнеса этой сети Алексей Камышан уточнил, что в пансионатах пункты "Прокат. ру" будут выдавать отдыхающим спортинвентарь, мототехнику и прочие "товары для отдыха".

        Несмотря на разделение своего бизнеса, Озолинь верит в его благоприятные перспективы. "Развития этого бизнеса не происходило из-за отсутствия технологии. Мы эту технологию выработали", - говорит он. Его бывший партнер с ним солидарен. "Перспектива есть. Мы возлагаем большие надежды на рекламную кампанию, которую планируем запустить с 1 января", - утверждает Пыжов.

        "Спрос на прокаты превышает предложение", - отмечает представитель консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса" (МГБ) Владислав Кочетков. В этом году в МГБ обратились пять желающих приобрести пункты проката бытовых товаров, причем потенциальные покупатели готовы были вложить в точки проката существенно больше суммы, названной Озолинем, - в среднем $85 000, говорит Кочетков. "Мы не смогли удовлетворить эти запросы: в продаже такого бизнеса нет", - сетует сотрудник МГБ. А вот Дмитрий Головин, владелец екатеринбургской сети проката инструментов с оборотом 700 000 руб. в месяц, сомневается, что франшиза может быть эффективным механизмом в подобном бизнесе, отмечая, что очень важно не потерять контроль над прокатными точками. "Мой бизнес предполагает качественные услуги и сервис. Если в каком-нибудь пункте человека плохо обслужат, то разбираться придут ко мне", - считает предприниматель.

        По данным Департамента потребительского рынка Москвы всего в столице официально зарегистрировано 220 предприятий по оказанию услуг проката. Из них лишь 95 предоставляют в прокат предметы домашнего обихода, спортивные, детские и туристические товары, теле- и видеотехнику, музыкальные инструменты, праздничную и свадебную одежду, а также авто-, мото- и водную технику, а остальные являются видеопрокатами. Объем российского рынка проката бытовых товаров в денежном выражении опрошенные "Ведомостями" аналитики потребительского рынка оценить затруднились.



Источник: Ведомости